Программа экономических реформ 1995 года
Урегулирование вопросов собственности
Урегулирование вопросов собственности
Важнейшим аспектом экономической и социальной политики нового российского Правительства должно стать окончательное урегулирование вопросов собственности.
Намеренно запутав правовые основания приватизации государственной собственности, режим Ельцина создал сегодня не только базу для ее передела, но и фактические предпосылки гражданской войны. Только упорядочение вопросов собственности может позволить нам этой войны избежать.
Прежде всего, законодательной базой народной приватизации является закон "Об именных приватизационных счетах", который давал возможность каждому гражданину гарантированно получить свою долю общенародной собственности, резко ограничивал возможности ее неэквивалентного перераспределения. Выпустив в нарушение закона ваучеры как неименные ценные бумаги, Чубайс сформировал, по сути, механизм перераспределения собственности в пользу крупных собственников, практически обездолив большинство населения.
Будучи абсолютно незаконной, вся ваучерная приватизация базируется на единственном нормативном акте - Указе президента. По сути, весь передел собственности произошел без достаточной нормативной базы.
С другой стороны, в новом Гражданском кодексе заложены нормы, отсылающие к ведомственным инструкциям периода приватизации, которые становятся, таким образом, правовыми актами, определяющими все дальнейшее правовое существование крупнейших акционерных обществ. Это создает предпосылки для подрыва их правового статуса.
Таким образом, практически все приватизированные предприятия находятся сегодня в подвешенном правовом положении. Это порождает у сторонников социальной справедливости надежды и проекты по изничтожению последствий мафиозной приватизации, проведению приватизации народной, созданию таким образом устойчивого "среднего класса" как основы социальной стабильности. Короче, речь идет по сути о возвращении к тому механизму, который содержался в программе Центра "Модернизация" образца 1991 года.
Однако, реалистический подход заключается в том, что при всей заманчивости планов справедливого передела собственности сложившаяся ситуация является необратимой. Создание устойчивого среднего слоя путем приватизации уже невозможно, справедливый раздел собственности уже невозможен, возвратиться в 1991 год и начать сначала невозможно. Следует признать бесповоротность и окончательность победы Чубайса и стоящих за ним мафиозных кругов в этом вопросе.
Выбор уже сделан. Мафиозно-номенклатурный вариант приватизации по Ельцину-Чубайсу стал реальностью. Это - та исходная точка, которое определяет текущее положение вещей и дел. Всякая попытка пересмотреть результаты политики Ельцина 1992-1994 годов означает гражданскую войну.
Таким образом, государственные интересы России и ее народов, интересы социальной стабильности требуют сегодня не пересмотра, а закрепления результатов раздела общенародной собственности, признания законности обладания ей теми, кто смог ее захватить по установленным Чубайсом правилам без обсуждения моральной и юридической состоятельности последних.
Главным направлением закрепления результатов состоявшегося в 1992-1995 годах раздела собственности должно стать подведение нормативной базы под обладание этой собственностью, устранение всей организованной Чубайсом и его американскими советниками юридической неразберихи, обезвреживание всех заложенных под новых собственников юридических мин замедленного действия.
Поскольку противоречия приватизационных нормативных актов принципиально неустранимы, следует, очевидно, отменить их и признать право собственности по факту фактического владения ей. Такое признание могло бы быть отправной точкой для применения к этой собственности норм гражданского законодательства без головоломных разборок с положениями приватизационных инструкций, противоречия которых стоили новой российской экономической элите огромного множества загубленных молодых жизней, каждая из которых лежит тяжелым грузом на совести авторов этих актов.
Избавление от груза противоречий приватизационных "документов" значительно снизит и криминальную напряженность в обществе, поскольку исчезнет необходимость в привлечении преступных группировок для компенсации их средствами и методами недостатков чубайсьего "законотворчества". Это сохранит жизни многим представителям российского бизнеса.
После регистрации собственности по факту владения и ликвидации всех приватизационных "актов" необходимо отменить также и закон "Об именных приватизационных счетах", как порождающий несбыточные надежды на торжество законности и социальной справедливости. Его отмена устранит последнее препятствие на пути узаконивания результатов того варианта приватизации, который фактически реализовался в 1992-1995 годах.
Естественно, узаконивание результатов этого процесса не должно быть основанием для освобождения его организаторов от уголовной ответственности за нарушение закона, запутывание нормативной базы и тысячи безвинно загубленных жизней наиболее активных представителей молодого поколения россиян.
|