Программа экономических реформ 1995 года
Макроэкономические ориентиры
Программа финансирования строительства научно-промышленного потенциала на 1997-2010 годы. Макроэкономические ориентиры
На базе изложенных выше принципов Центром "Модернизация" разработана программа строительства нового научно-промышленного суперпотенциала России на 1997-2010 годы. За 14 лет предполагается не только существенно превысить количественные показатели производственной мощи, которые Россия имела к 1985 году, но на базе новейших промышленных, финансовых и информационых технологий существенно опередить развитые страны Запада по таким показателям, как производительность труда, объемы капиталовложений и даже уровень жизни.
Согласно предлагаемой программе, все эти четырнадцать лет предлагается поддерживать высокий уровень государственных инвестиций на базе продолжения политики "Россия - оффшорная зона" и протекционизма. Имеет смысл сконцентрировать федеральные ассигнования на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
В постоянных ценах 1984 года предполагается увеличить расходы на фундаментальные исследования с 560 миллионов рублей в 1997 году до 5630 млн. в 2010. Расходы на прикладные НИОКР должы вырасти за этот период с 1,4 млрд. до 12,6 млрд. брежневских рублей. С 1650 млн. до 20,1 млрд. должны вырасти бюджетные расходы на военные НИОКР.
Таким образом, ассигнования федерального бюджета на науку составят в 2010 году 26290 млн. рублей в ценах 1984 года. Это означает значительное превышение уровня финансирования науки советского времени.
В основе концепции доходной части бюджета все это время будут лежать следующие принципы:
- отказ от фискальных налогов, допущение только регулирующих,
- использование добавленной стоимости, созданной в сфере денежного обращения,
- постепенное ослабление таможенного бврьера,
- использование доходов от хозяйственной деятельности государства и государтсвенных услуг.
Можно выделить два периода, характеризующихся разными режимами формирования доходной части бюджета.
1й период, 1997-2002 годы, доходы, полученные от нормализации денежного обращения, составляют от половины до двух третей доходов государства. Остальное дают таможенные пошлины. Налоговые и иные доходы не играют существенной роли.
2й период, 2003 - 2010 годы характеризуется падением значения чисто финансовых источников и таможенных доходов, несмотря на серьезное развитие денежного обращения и внешней торговли. В этот период начинают давать огромную отдачу накопленные за десятилетие инвестиции. Эта отдача приходит в бюджет, как в форме прибыли, так и в форме доходов от приватизации.
После 2000 года неизбежен существенный рост цен на энергоносители. В первом десятилетии XXI века они будут в среднем втрое выше средних цен 90-х годов. Это даст России “премию от внешнего мира” в размере более 1 триллиона долларов. Эти деньги могут быть аккумулированы в бюджете, если в 90-е годы удастся приостановить преступные замыслы банды Ельцина-Гайдара по передаче русских нефтегазовых компаний в частные руки под фактический контроль азербайджанской мафии и стоящей за ней турецкой разведки, а также группы лиц, представляющих в России интересы группы Рокфеллеров и группы Меррил Линч.
Все эти доходы могут быть освоены, если вышеизложенными мерами будет к 2003 году сформирована инфраструктура, позволяющая их эффективно освоить. В противном случае их присутствие в России выразится только в росте цен при фактическом сохранении нынешней нищеты.
В этот период все большую фискальную отдачу начнут давать и регулирующие налоги. Этих налогов будет введено четыре.
1. Налог на фонд заработной платы будет взиматься с юридических лиц из прибыли пропорционально размеру Фонда заработной платы. Его функция - препятствие обналичиванию денег, проеданию инвестиционных средств, стимулирование инвестиций. К концу периода его ставка возрастет до 20% в связи с необходимостью преодоления назревающей объективной тенденции к снижению доли национального дохода, идущей на накопление.
2. Налог на рабочее место. Этот налог влечет удорожание стоимости рабочей силы, стимулирует экономию трудовых ресурсов в целом по народному хозяйству. Минимальная в первый период, когда на рынке рабочей силы имеется избыток, ставка этого налога резко возрастает в условиях дефицита рабочей силы до 1400 рублей в 2010 году.
3. Земельная рента. Плата за землю будет наиболее высокой в городах, что будет стимулировать вывод промышленности из центров городов на окраины и в пригороды, формирование индустриальных зон вне городов по образцу Европы и США,что будет возможно в условиях массвого внедрения ГПС и перехода к "безлюдным" производствам.
4. Налог на прибыль. Этот налог будет невысок, даже в 2010 году его ставка не превысит 5%. однако его существование необходимо с точки зрения статистики.
База федерального бюджета будет существенно возрастать в связи с гигантским ростом ВВП и Национального дохода. Уровень реального ВВП превысит уровень Советской России 1985 года уже в 2000 году. Уровень Национального дохода, правда, только в 2001 году, что связано со структурными изменениями, резком падении относительного значения материального производства и возрастании значения финансов и сферы услуг. При сохранении нынешней методики расчетов, когда недостаточно учитывается опережающий рост цен на услуги, в денежном выражении ВВП 2000 года превысит ВВП 1985 более чем в два раза.
Темпы роста ВВП на пике структурной перестройки в 1999-2001 годах будут составлять 33-34% в год. При этом в отраслях-локомотивах постиндустриального рывка – связи и информатике – рост будет составлять 100% в год, а в производстве дигитального продукта – 200% в год. Развитие систем связи и появление интернациональных суперсетей обмена дигитальным продуктом на базе объединения систем АРПАНЕТ, ЕВРОНЕТ и сети АН СССР откроет для новой постиндустриальной макроэкономической генерации внешние рынки и позволит получать гигантские доходы от их освоения. Для поддержки этой экспансии за счет бюджетных средств необходимы опережающие инвестиции в развитие сетей обмена дигитальным продуктом.
Аналогов такому быстрому росту почти нет в мировой практике. Это связано с режимом восстановления экономики, высокой отдачей инвестиций в связи с использованием уже существующих производственных площадей и высокой долей вложений в реконструкцию. К 2010 году темпы роста упадут до 8-11% в год в связи со складыванием устоявшейся промышленной системы, характеризующейся нехваткой трудовых ресурсов и меньшей восприимчивостью к инновациям.
За 14 лет ВВП вырастет в 12 раз. Производительность труда превысит уровень 1985 года более чем в 5 раз. Промышленное производство превысит уровень 1985 года почти в полтора раза при резком сокращении площадей и числа занятых, на основе массового внедрения промышленных роботов и ГПС. Постиндустриальный же сектор будет превышать масштабы 1985 года несопоставимо и станет преобладать в экономике.
Фактически будет решена задача создания суперэкономики, использующей все достижения науки и техники последней трети XX века. Россия по техническому уровню окажется впереди Европейских стран (где развитие постиндустриальных отраслей будет тормозить сильное промышленное лобби), по меньшей мере, на десятилетие и будет стоять вровень с США. Однако, по абсолютным размерам основных показателей Россия, в силу меньшей населенности, будет существенно уступать США, если даже те сохранят средние темпы роста 0,5-1% в год.
Доходы консолидированного российского бюджета за этот период вырастут более чем в 8,4 раза. В то же время его доля в ВВП будет неуклонно снижаться, что будет отражать снижение роли государства в экономике, гипертрофированной на этапе форсированного строительства суперэкономики.
Все 14 лет будет сохраняться на высоком уровне доля ВВП, используемая на накопление. Объем капиталовложений будет превышать 1/3 всего ВВП. При этом более 40% капиталовложений будет формироваться за счет бюджетных средств.
Разработанный нами рубрикатор бюджета предусматривает большое количество инвестиционных позиций, что существенно отличает его от ныне действующего. В частности, обычные государственные инвестиции в промышленность вырастут с 3 миллиардов рублей в 1997 до более чем 30 млрд. в 2006 году и будут сохраняться на этом высоком уровне и дальше. С 2,5 млрд. в 1997 году до почти 36 млрд. в 2010 году вырастут государственные капиталовложения в инновационную деятельность.
Государство будет проявлять особую активность в сфере быстроокупаемых инновационных программ. Затраты на них вырастут с 800 млн. в 1997 до более чем 12 млрд. в 2010 году. С 9 до почти 75 млрд. вырастут капиталовложения в промышленное и гражданское строительство, развитие инфраструктуры. Почти триллион рублей будет направлен за 14 лет на жилищное строительство, что позволит в 2,5 раза поднять обеспеченность населения жильем, доведя ее до среднеевропейской.
Крупные государственные инвестиции будут направлены на развитие и модернизацию систем связи. Почти 64 милиларда рублей будет за 14 лет будет вложено в строительство новых видов транспорта. Прежде всего это связано с началом с 1998 года непосредственной реализации программы строительства монорельсовых железных дорог на магнитной подушке (магнитопланов). Первую такую дорогу Москва - Новгород - Санкт-Петербург - Хельсинки можно построить уже к 2002 году.
Одновременно 109 млрд. рублей будет инвестировано в развитие системы образования, 45 млрд. - в развитие базы здравоохранения. Эти инвестиции коренным образом изменят ситуацию в социальной сфере.
125 миллиардов будет за 14 лет вложено в программы развития городов, улучшение их инфраструктуры. Еще 51 млрд. будет вложен в строительство метрополитенов в городах-миллионерах.
*
Реализация предлагаемой нами бюджетной и инновацонно-инвестиционной политики в течение 6 лет будет иметь весьма благоприятные экономические последствия.
Произойдет укрепление позиций рубля к доллару, что будет отражать инфляционные процессы в США и применение ряда мер по защите российской национальной валюты.
Месячная заработная плата достигнет в 2010 году 589 рублей образца 1984 года или 1900 долларов образца 1996 года. В то же время она уже не будет занимать такое же как в 1984 году место в доходах населения, поскольку несравненно бОльшими будут доходы от подсобного хозяйства и предпринимательский доход. Средняя пенсия достигнет 237 брежневских рублей.
Таким образом, уровень жизни 1985 года будет превзойден уже в 1998 году. Средняя зарплата 2010 года достигнет $3550 в месяц (с учетом инфляции доллара в США за 14 лет на 86% при темпах 4,5% в год), что будет соответствовать уровню зарплаты в Европе и США. Внутренний товарооборот возрастет с 90 млрд. до 995 млрд.
Российский экспорт вырастет за 14 лет с $56.3 до $1793 млрд. при резком сокращении доли экспорта сырья и энергоносителей. Импорт возрастет с $41.3 млрд. до $2468 млрд., прежде всего за счет импорта оборудования (ГПС), потребительских товаров и услуг.
Дефицит торгового баланса, который возрастет к 2010 году до $675 млрд., будет покрываться притоком иностранных капиталов и возвращением отечественных, а затем - доходами от российских финансовых операций за рубежом и эмиссии своей резервной валюты.
По всем основным макроэкономическим показателям (ВВП, прибыль, доходы населения, промышленное производство) уровень 1985 года будет достигнут или превышен уже в 2000 году. В то же время достижение этих количественных показателей произойдет в качественно новой ситуации:
- в условиях конвертируемости валюты,
- в условиях бездефицитности рынка,
- при наличии принципиально нового научно-промышленного потенциала,
- при наличии высоких темпов роста всех показателей экономической и научно-технической мощи.
К 2010 году уровень 1985 будет перекрыт до такого уровня, до какого ему пришлось бы расти при свойственных тогда СССР темпах почти 100 лет.
В прилагаемых таблицах подробно представлена бюджетная политика и поведение основных макроэкономических показателей.
|