Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Общие материалы

Общие материалы

Сказки про избранников


Сказочная литература во второй половине XX века началась Толкиеном, а кончилась книжками про Гарри Поттера, фильмом "Матрица", а также (если брать что-нибудь из отечественного) аналогичным по конструкции сериалом Макса Фрая про Ехо.

Интересно фундаментальное сходство между основными сюжетами "главных сказок" прошедшего пятидесятилетия.

Собственно, я бы определил это время как переходное от "сказок про героев" к "сказкам про избранников".

Кто такой герой? Это человек, ощутивший в себе "силы нечеловеческие" и оставивший привычную жизнь ради самоутверждения. Персонаж, вполне востребованный в начале прошлого века. "Конан-варвар", ищущий своё королевство - типичный герой. Героями являются и персонажи всякой второсортной "героической фантастики". Есть особый, изобретённый в Америке, подвид героя, не вполне расстающегося с обыденной жизнью и являющегося разновидностью доброго оборотня: "днём он человек, а ночью он Супермен или Человек-Паук".

Совершенно иной является концепция Избранника. Я бы определил её как пассивный героизм. Выражение странное, но осмысленное. Если Герой утверждает свою сверхчеловеческую волю, то Избранника буквально вынуждают участвовать в неких сверхчеловеческих событиях, в которые он сам бы ни за что не полез. За хоббитами Бильбо и Фродо приходит Гендальф и буквально выдёргивает их из "привычного мещанского мирка" в область "страшных опасностей и ужасных приключений". Нео "вытаскивает" из ложной реальности Морфеус. Гарри Поттера, обитающего на Прайвет-драйв, волшебники во главе с Дамблдором буквально вытаскивают из-под контроля семейста Дурсли. Макса... ну сами помните.

Есть деталь: Фродо уводят из глухой деревни, Гарри Поттера - из пригорода, Макса - из московского спального района (напоминаю, авторесса - русофобка, так что стигматизированность героя двойная). Где живёт Нео, непонятно, но тоже явно не в престижном районе. Заметим, как меняется само понятие "захолустья".

Важно, что во всех случаях герои - молодые. Молодость хоббитов подчёркивается дважды: они ещё и "малорослики" (то есть мальчишки). Поттер - настоящий мальчишка, Нео и Макс - старше их всех, но Нео - всё-таки "нежный юноша", а Макс откровенно инфантилен.

Далее. Во всех случаях это происходит почти что против воли героев. То есть им, наверное, хочется смыться от неприглядной действительности, но делать что-то для этого они не хотят и не могут. Только Макс, формально говоря, делает какие-то усилия для того, чтобы переместиться в Эхо, но и то - его "пригласил Старший и предоставил транспорт". За всеми остальными Старший Товарищ приходил лично - чтобы увезти их куда-то "за сто морей", где их ждёт интересная жизнь, полная опасных, но захватывающих приключений.

При желании в этом можно рассмотреть известный гомосексуальный оттенок - но это если специально так прищуриваться. Скорее, здесь имеет место трансформация традиционно женской роли "ждущей девушки" - Золушки или Ассоли (во всяком случае, Поттер - явно Золушка).

Далее. Роль Избранника отличается от роли Героя тем, что Избранник, в общем-то, своих целей не имеет. Он наслаждается тем, что его взяли в Настоящую Интересную Жизнь, но о своём предназначении думает мало (или старается не думать). Иногда он узнаёт, зачем он был нужен, только в самом конце квеста.

Как правило, избраннику предназначена роль жертвы, понимаемой как "расплата за предыдущие удовольствия".

Правда, жертва бывает разной. Кажется, никто из современных сказочников ещё не отнимал у героя жизнь - во всяком случае "прямо и грубо". Скорее, речь идёт о каком-то тяжёлом испытании, связанном с болью и невосполнимыми утратами, после которых возвращение к нормальной жизни невозможно. Измученный и оскоплённый Фродо (понятно ведь, что такое "откушенный палец") не может нормально устроиться в Шире, завести семью и т.п. В конце концов его "увозят на Запад" (то есть на тот свет). Нео (предназначенный для починки кода Матрицы) уже никогда не сможет вернуться в неё (зная, что "оно там всё ненастоящее"). Макс, чьи ностальгические страдания были использованы для укрепления реальности Ехо, обитает в другом мире (опять же "на том свете"), страдая от тоски по Ехо и от невозможности возвращения... Чем кончит Поттер, пока неизвестно - но уже сейчас ясно, что и его ничего хорошего не ждёт.

Остальное, в общем, следует из уже отмеченного. Например, содержание приключений: прежде чем пожертвовать избранником, его нужно хорошенько развлечь, чтобы потом за это спросить. Приключения идут "от простого к сложному": сначала у него всё идёт весело и спорко, потом начинаются трудности, потом, наконец, он узнаёт, зачем он тут понадобился... но уже поздно. "Коньяк пил? Подписывай". Или - странности с любовной линией. У традиционного героя всегда всё в порядке с любоффью и женитьбой в конце. У современного "избранника" - всегда какая-то лажа: то бабы совсем нет, то какая-нибудь такая, что лучше б и не было. И т.п.


Во всём этом интересно только одно: почему, собственно, современные читатели так ведутся именно на такие сюжеты?

Константин Крылов
Дата опубликования: 20.12.2011


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
http://analysisclub.ru/index.php?page=schiller&art=2321"


Ключевые слова статьи "Сказки про избранников" (раздел "Общие материалы"):

литература масскультура \"Властелин колец\" приключения кино видео DVD фильмы книги фэнтази

Семинары

ВЕСЕННЯЯ АКЦИЯ ШЭЛ


Предзаказ записей
семинаров


3-4 июня в Санкт-Петербурге
МАГИЯ БЕЗ МИСТИКИ:
коллективное бессознательное
 и управление реальностью
семинар Е.В.Гильбо


10 июня МОСКВА 
БИОЭНЕРГЕТИКА:
рефлексотерапия своими руками
практический семинар Е.В.Гильбо


11-12 июня МОСКВА 
УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС
И ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ

в эпоху мирового кризиса
семинар Е.В.Гильбо


10 июня НОВОСИБИРСК 
СТАЛЬНЫЕ ШПИЛЬКИ 

11 июня НОВОСИБИРСК 
СТАЛЬНЫЕ ЯЙЦА


26-31 августа
СМОЛЯЧКОВО(С-Петербург)
летний лагерь КЭЛ
ВОСХОЖДЕНИЕ В СИЛУ:
искусство быть везучим

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2017
Copyright © Алексей Крылов 2004-2017
тех. служба проекта

time: 0.0119910240173