Программа экономических реформ 1995 года
Защита отечественных производителей и механизм привлечения иностранных инвестиций
Защита отечественных производителей и механизм привлечения иностранных инвестиций
Взяв в 1991 году курс на политику фритрейда, Правительство, по сути, придерживается ее до сего дня, изредка в индивидуальном порядке прибегая к протекционистским мерам. Эта политика является одним из важнейших факторов коллапса национального производства. Дальнейшее продолжение этой линии неизбежно приведет Правительство к такому преступлению против национальных интересов, как вступленние России в ВТО с последующим неминуемым коллапсом остатков производящих отраслей.
Издавна существовавший автаркизм российской экономики, периодически усиливавшийся или ослабевавший, но всегда сохранявшийся, обусловлен уникальным сочетанием природных и культурных факторов, компенсирующих влияние друг друга в совершенно иных соотношениях, чем вне ее рубежей. Например, суровые климатические условия требуют дополнительных затрат на топливо, строительство и т.п. В то же время это компенсируется дешевизной соответствующих ресурсов.
При открытости рынков дешевое топливо неизбежно утечет на внешние рынки, что повлечет выравнивание цен на него в России с мировыми. Это приведет к неконкурентоспособности российской экономики в силу более высоких издержек.
Таким образом, для организации эффективной интеграции в мировой рынок Российской экономике необходим специальный механизм, сводящий экономические уклады. Таким механизмом может быть только определенным образом организованный механизм внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. Советский механизм внешней торговли выполнял эту функцию, хотя и с рядом серьезных издержек.
Гораздо более эффективен в этом смысле опыт протекционистской политики конца XIX - начала XX века, не только защищавший отечественного производителя, но и стимулировавший приток иностранного капитала.
Мы обращаемся к опыту именно протекционизма и предлагаем использовать его как важнейший фискальный и регулирующий механизм.
Система протекционных импортных пошлин.
Имеет смысл ввести высокие пошлины на ввозимые в Россию товары. Это ослабит конкуренцию, создаст благоприятные условия для отечественных производителей.
Ставки импортных пошлин могут колебаться в первый год от 150% до 250% в зависимости от соотношения издержек производства в России и за ее пределами. Это позволит при импорте в $40-50 млрд. обеспечить поступление в бюджет России эквивалента почти 100 млрд. долларов, то есть в ценах на конец 1994 года - порядка 350 трлн. рублей.
Очевидно, введение этих пошлин приведет к тому, что производитель любого товара по эту сторону таможенного барьера будет получать сверхприбыль по сравнению с импортером (последний будет терять ее на таможне). Это повлечет серьезный приток иностранного капитала для инвестиций в производство товаров в России в силу его высокой прибыльности.
Понятно, что ужесточение таможенного режима потребует укрепления системы охраны границ и модернизации таможенной службы. Государству придется длительный период вести войну против контрабандистов. Опыт такой успешной борьбы в истории России имеется.
Привлечение иностранных инвестиций.
Неспособность существующего режима привлечь в страну достаточные инвестиционные ресурсы определяется теми же причинами, что и бегство российских капиталов за границу. Эти причины сводятся, в конечном счете, к плохой конъюнктуре внутреннего рынка, рискованности капиталовложений.
Объем привлеченных за первые 9 месяцев 1994 года капиталов составил всего лишь 767 миллионов 900 тысяч долларов. Более поздних данных Госкомстат представить в годовом отчете не смог, но ясно, что вряд ли была превышена сумма в 1 миллиард долларов.
Столь незначительная и незаметная сумма (4,7 доллара на душу населения) сопоставима разве что с иностранными инвестициями в экономику Люксембурга. По сути это - закономерный итог деятельности команды Чубайса в этой области.
Для обеспечения коренного перелома ситуации необходимо общее оздоровление рынка, подъем конъюнктуры и система стимулов привлечения иностранного капитала.
Первые две задачи решают предлагаемые нами меры по ликвидации налогового пресса и нормализации денежного обращения. Они создадут благоприятные условия для деятельности не только отечественных, но и всех действующих в России хозяйствующих субъектов.
По сути, вся сумма предлагаемых нами мер создаст на российском рынке ситуацию, при которой реальная средняя прибыльность всех форм деятельности будет в 2,5-3,5 раза превышать аналогичный показатель на любом западном рынке. Это вызовет не только быстрое возвращение всех вывезенных российских капиталов, но и мощнейший приток западных.
Система протекционистских таможенных пошлин создает систему стимулов для именно инвестиционной активности на российском рынке. Производители товаров по эту сторону таможенного барьера будут иметь серьезнейшие преимущества перед импортерами. Первые будут получать сверхприбыль, которую последние будут терять на таможнях. Это сделает несравненно более выгодным организовывать производство здесь, чем ввозить товар из-за рубежа.
Понятно, что в результате такой меры приток товаров на прибыльный русский рынок быстро сменится притоком инвестиций. Проблема будет в этих условиях заключаться, прежде всего, в том, чтобы предотвратить попадание российской экономики в зависимость от импорта капитала.
В условиях притока больших объемов иностранных инвестиций важно сохранить контроль отечественного государственного и частного капитала над базовыми отраслями. Необходимо также предпринять меры против промышленного шпионажа, для защиты отечественной интеллектуальной собственности. Присутствие же иностранного капитала в других отраслях не имеет серьезного значения для национальной безопасности. Наоборот, его приход позволит российским товаропроизводителям получить доступ к западному менеджменту и широкой маркетинговой сети новых партнеров.
Таким образом, предлагаемые нами меры позволят увеличить приток иностранных инвестиций в 50-100 раз против достигнутого Чубайсом уровня.
Экспортные пошлины:
Механизмом, сводящим Российский рынок с внешними при сохранении разницы цен на топливо, является механизм импортных пошлин, компенсирующих заниженный уровень акцизных и ресурсных платежей за добываемое топливо. При высоких импортных пошлинах нефтегазовым компаниям будет одинаково выгодно продавать топливо как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а равновесные рыночные цены будут различаться как раз на размер пошлины. Фдеральный же бюджет будет получать при этом существенные доходы, оцениваемые ежегодно в 25 млрд. долларов в 90е годы, и до 150 млрд. долларов в год в следующем десятилетии.
|