Программа экономических реформ 1995 года
Стратегические цели экономической реформы
Стратегические цели экономической реформы
Приступая к выработке стратегии реформ, необходимо прежде всего определить цели, которые должны быть достигнуты посредством этой реформы. Если бы российские реформаторы во главе с Горбачевым дали себе в середине 80-х годов труд ясно определить цели своей политики, они несомненно бы не подвели страну к распаду и не столкнули бы ее в пропасть ельцинизма.
В то же время о целях той или иной политики можно судить по ее результатам. Анализ ситуации с этой точки зрения позволяет разделить эти результаты на три группы.
Первая группа результатов связана с деятельностью исполнительной власти. К ним относятся:
1. сокращение денежной массы и оборотных средств,
2. сокращение объемов производства в 2,5 раза,
3. падение уровня жизни в 3,6 раза,
4. криминализация страны,
5. неэквивалентная приватизация половины общественной собственности,
6. распад системы безопасности и падение обороноспособности страны,
7. разрушение научного и частично образовательного потенциала,
8. свертывание систем социальной защиты.
Из этих целей только цели 5 и 8 открыто декларировались. Все остальное было достигнуто не только вопреки заявленным целям, но и вопреки желаниям Правительства, что можно считать доказательством его абсолютного непрофессионализма.
В то же время было бы достаточно наивно объяснять столь глобальные сдвиги простым стечением обстоятельств или, тем более, божьим промыслом. Все это не могло произойти без целенаправленной деятельности, направленной на их реализацию. Более того, эта целенаправленная деятельность ощущалась сотрудниками аппарата как исполнительной так и законодательной власти России на своем повседневном опыте в течение всех 1991-1995 годов.
Таким образом можно утверждать, что политика исполнительной власти в течение этих лет реализовывала цели не только ею не декларированные, но и неизвестные ее руководству. Тем не менее, эти цели полностью реализованы уже к 1995 году.
Вторая группа результатов связана с деятельностью бывшего Верховного Совета РФ. Среди них:
1. Закон о свободном въезде и выезде для граждан Российской Федерации.
2. Введение Суда присяжных (поправки к УПК РФ), начало демократизации судопроизводства.
3. Закон об именных приватизационных счетах.
4. Закон об основах местного самоуправления.
Все эти результаты реализовали программные цели конструктивного патриотического большинства Верховного Совета и были направлены на демократизацию основных сфер жизни общества: передвижения, суда, самоуправления и приватизации. К сожалению, реализация этих целей натолкнулась на резкое сопротивление, и они были достигнуты лишь частично.
К третьей группе можно отнести результаты, связанные с деятельностью, прежде всего, Центрального Банка и ряда специальных структур. В их число входят:
1. Реализованное в 1993 году после отставки Гайдара резкое укрепление национальной валюты. За год отношение курса к реальной покупательной способности рубля выросло с 0,12 до 0,4 и в дальнейшем повышалось до 0,65.
2. Серьезные объемы тайной эмиссии денег, составляющие по разным оценкам от 55% до 85% официальной денежной массы. Направление этих денег на финансирование перспективных проектов (хотя и разворовывались они не хуже официального госбюджета).
Понятно, что и эти результаты трудно отнести к разряду случайностей. Следовательно, здесь также реализованы определенные цели реформ.
Таким образом, можно утверждать, что реформы в России проводились тремя различными силами, две из которых придерживались четкой ориентации на защиту интересов страны. Однако, деятельность третьей силы - исполнительной власти - нанесла в этот период России весьма существенный урон, который свел на нет положительные достижения как Верховного Совета, так и спецструктур.
Формируя программу вывода страны из порожденного политикой Ельцина экономического, социального и политического кризиса, необходимо, прежде всего, сформулировать и четко обозначить те цели, которые эта программа должна реализовать. Только после этого можно будет предлагать механизм реализации поставленных целей и обсуждать вопрос, насколько эффективно предлагаемые механизмы эти цели реализуют.
Конструктивные силы могут сформулировать сегодня следующие цели своей политики:
1. Создание современной экономической системы страны.
2. Обеспечение устойчиво высокой конъюнктуры внутреннего рынка.
3. Защита национальных производителей.
4. Повышение уровня жизни и обеспечение перманентного расширения внутреннего рынка.
5. Создание на принципиально новой технологической основе научно-промышленного потенциала страны.
6. Построение постиндустриального общества.
7. Обеспечение условий устойчивого развития, переход от мальтузианской модели воспроизводства к расширенной.
8. Обеспечение при помощи исключительно экономических рычагов политической и экономической интеграции евразийских государств и народов.
9. Формирование современной системы социальных гарантий, обеспечивающих общественную стабильность и общественное воспроизводство.
10. Обеспечение надежных государственных гарантий прав собственников и гражданских прав.
11. Обеспечение экономическими средствами экономических и геостратегических интересов России во всем мире.
Далее будут изложены имеющиеся в арсенале конструктивных сил средства, позволяющие обеспечить реализацию этих целей.
|