Программа экономических реформ 1995 года
Альтернативный путь: интеграция
Альтернативный путь: интеграция
Описанные выше варианты развития событий не являются неизбежными. Более того, они является наименее оптимальными. Альтернативой им является мощный интеграционный процесс в рамках всего региона на базе экономической интеграции всех государств Лесостепной Евразии вокруг России.
Теоретически возможны, в принципе, и некоторые промежуточные варианты, связанные сохранением в той или иной форме нынешнего неустойчивого состояния. Однако, эти варианты весьма маловероятны и будут носить характер лишь временной консервации ситуации, которая в конце концов все равно станет развиваться по одному из двух устойчивых вариантов.
Каковы же могут быть условия реализации альтернативного варианта?
Первым условием является перемена режима в Российской Федерации, превращение ее из фактора углубления распада СССР в фактор интеграции. Это возможно только в случае прихода к власти новых политических сил, ориентированных на интеграцию и на защиту национальных интересов России без оглядок на интересы США, МВФ и НАТО.
Вторым условием является проведение новым режимом такой политики, которая сделает выгодным для правящих элит в странах Лесостепной Евразии процесс интеграции с Россией.
Одной из важнейших причин распада СССР послужила именно выгодность сепаратизма для правящих элит республик в процессе приватизации общенародной собственности. Естественным желанием этих кругов было поделить все имущество своей республики без контроля со стороны Москвы, без ее влияния и воздействия, без определения ею правил игры. Правящие элиты естественным образом опасались, что московская элита захватит в свои руки львиную долю собственности в республиках.
Именно по этой причине и были вытащены и раскручены националистические силы в республиках. Именно поэтому республиканские элиты без сопротивления пошли на ликвидацию союзного государства, когда этот процесс был инициирован Россией и Украиной.
Однако, за прошедшие три года процесс раздела собственности, в основном, завершился. В связи с этим на первое место выходят проблема окончательного законодательного закрепления собственности на захваченное в процессе приватизации имущество и проблема конъюнктуры.
В условиях отсутствия единого правового пространства и общей правовой базы собственность не может быть должным образом закреплена и защищена. Очевидно, все собственники в России и Евразии нуждаются сегодня в акте типа Кодекса Наполеона, который закрепил результаты передела собственности в ходе французской революции. Однако, дать такой Кодекс может только устойчивое союзное государство, в постепенном возникновении которого все и заинтересованы.
Однако, в основном поведение правящих элит евразийских стран будет определяться состоянием конъюнктуры Российского рынка. Именно отрицательная конъюнктура рынка, убыточность любых форм экономической активности, угроза неизбежного банкротства и разорения являются сегодня главной опасностью для новых собственников. И осознание именно этой опасности заставит их действовать в том направлении, которое эффективно обеспечит хорошую конъюнктуру рынка России и будущего евразийского союза.
Если новому российскому режиму удастся сформировать высокую конъюнктуру внутреннего рынка, сделать безальтернативно выгодным проникновение на него всем экономическим субъектам, это вызовет сильнейшую активность правящих элит всех стран Лесостепной Евразии в пользу интеграции. Очевидно, именно они возьмут на себя все хлопоты, связанные с преодолением противодействия интеграции. В этих условиях организация самого процесса интеграции станет для Российских властей не слишком хлопотным делом.
Таким образом, решение задачи предотвращения окончательного распада России и направления развития событий по оптимальному пути сводится к смене правящего режима в Москве и проведении новой экономической политики, нацеленной на высокую конъюнктуру рынка и интеграцию.
|