Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Программа экономических реформ 1995 года

Программа экономических реформ 1995 года

Основные составляющие политики Ельцина

Основные составляющие политики Ельцина.

Первый вариант развития событий мы должны будем рассмотреть из соображений неизменности или минимальной коррекции избранного в 1991 году курса реформ. В основе его лежит экономическая концепция Джеффри Сакса, связываемая с именами ее исполнителей Егора Гайдара и Анатолия Чубайса.

Главными составляющими избранного в 1991 году курса являются:

- концепция "жесткой экономии",

- автаркизация экономики,

- отказ от протекционизма, приверженность фритрейду,

- экспортно-сырьевая ориентация экономики,

- деститмулирующая производство налоговая система,

- неэквивалентный механизм приватизации,

- курс на ликвидацию отечественного научного потенциала.

Далее имеет смысл коротко расшифровать эти составляющие политики ельцинистов:

"Жесткая экономия":

Этот курс основан на теории о том, что рост цен порождается избытком денежной массы. Следовательно, необходимо резкое сокращать денежную массу до такого уровня, при котором цены не растут. К примеру, в 1992 году цены выросли в 32 раза, а денежная масса - в 7,2 раза. В 1993 году цены выросли в 9,4 раза, а денежная масса - в 4,5 раза. В 1994 году цены выросли в 4,2 раза, а денежная масса - в 1,9 раза.

В настоящее время рублевая масса, обращающаяся в России, составляет порядка 170 триллионов рублей, из которых только чуть более 100 триллионов эмитировано Центробанком легально. Это в ценах марта 1995 года равноценно примерно 23 миллиардам брежневских рублей. В то же время денежная масса СССР превышала 750 миллиардов рублей (в том числе 420 миллиардов обслуживало оборот на территории РСФСР). Следовательно, денежная масса уменьшилась в своем объеме примерно в 19 раз при падении производства в 2,5 раза и уровня жизни - в 3,1 раза.

В то же время цены продолжают расти, так как инфляция в России порождается не избытком денежной массы, а неравновесной структурой издержек производства, перманентно возмущаемой административными повышениями базовых цен (на топливо, транспорт, энергию). Рублевой массы реально не хватает для обслуживания оборота при возросших ценах, и недостаток компенсируется другими составляющими денежной массы - неплатежами (160 триллионов рублей на конец 1994 года), долларами (5 миллиардов на конец 1992 года, 35 миллиардов на конец 1993 года, 115 миллиардов на конец 1994 года, что соответствовало 460 триллионам рублей, то есть втрое превышало рублевую массу).

Такая политика породила ситуацию, когда доходы бюджета каждый год оказываются вдвое меньше прогнозируемых и бюджет сокращается как шагреневая кожа. Доходы бюджета на 1995 год запланированы в размере 140 триллионов рублей при условии, что за год цены вырастут не более чем на 30%. Это эквивалентно 18 700 миллионам брежневских рублей. Очевидно, что реальные доходы бюджета не превысят 10 миллиардов брежневскими.

Потери от "долларизации экономики" и "неплатежей" можно оценить как объем недоэмитированной рублевой массы в 7 трлн. руб. в 1992 году (что эквивалентно 200 млрд. долларам по покупательной способности), 60 триллионов рублей в 1993 году (200 млрд. долларов по покупательной способности) и 225 триллионов рублей в 1994 году (180 млрд. долларов по покупательной способности).

Автаркизация экономики:

Российская экономика была до 1992 года включена в широчайшую интеграцию СССР и СЭВ, имела прочные позиции на мировых рынках военных и гражданских высоких технологий, строительства, транспортных услуг. В 1992 году все эти направления были свернуты, экономические связи резко разорваны. С конца 1991 года был взят четкий курс на построение замкнутой экономики, на поддержание ее "самодостаточности".

В то же время экономика имеет четко динамический характер, являясь по сути целеустремленной системой. Она может развиваться и расти только если имеет внешнюю цель: решение глобальных технологических и стратегических задач, экспансию на внешние рынки и т.п. Только такое положение вещей и дел может обеспечить экономический рост и высокую конъюнктуру рынка. Только крупные инвестиционные проекты могут играть роль "локомотивов экономики".

Когда эта внешняя цель была у российской экономики отнята и был взят курс на замыкание и "выживание", динамика процесса приобрела коллапсирующий характер. Не имея внутри себя ни цели, ни стимулов к росту, лишившись внешнего целеположения, российская экономика перешла в режим резкого небывалого спада, стимулируемого финансовым кризисом, нехваткой денежной массы.

В целом потери от спада производства (исчисленные по сравнению с оптимальным вариантом экономической политики) составили в 1992 году 84 млрд. долларов, в 1993 году - 408 млрд. долларов, в 1994 году - 780 млрд. долларов.

Конечной целью такого коллапса может быть только окончательное прекращение экономической активности, что и является, очевидно, целью политики Черномырдина-Чубайса.

Фритрейд:

В силу уникальных климатических условий и особенностей территориии Российская экономика имеет принципиально иную структуру издержек, чем экономика Запада или Востока. К примеру, морозный климат требует большего расхода материалов при строительстве и больших затрат топлива. В то же время это компенсируется относительной дешевизной того же топлива, стройматериалов и сырья и т.п.

Особенностью российской экономики является и большое количество "естественных монополий", связанных с влиянием природной среды. Скажем, существование на огромной территории всего одного апатитового месторождения порождает естественную монополию его разработчика. Труднодоступность нефти или газа позволяет добывать ее только очень крупным фирмам, способным на огромные капиталовложения и организацию вахтовых структур.

Несводимость структур издержек и монополизм формируют принципиально иную структуру рынка и соответственно делают невозможной нормальную конкуренцию отечественных производителей с внешними. Открытие рынка для внешней экспансии влечет мощнейшее "отсасывание" дешевых базовых ресурсов и в то же время подрыв обрабатывающей промышленности.

Несводимость структур издержек требует создания специального механизма приведения, "состыковки" российского рынка с внешними, поддержания равновесия. Таким механизмом может быть либо монополия внешней торговли (для плановой экономики), либо протекционный режим внешней торговли (для рыночной и планово-рыночной экономики).

Отказавшись от монополии внешней торговли, Правительство было обязано немедленно разработать систему протекционных таможенных тарифов. Такая система еще в 1991 году была разработана и предложена Центром по разработке комплексных экономических программ "Модернизация". Однако, Правительство резко отрицательно отнеслось к этой разработке и приняло требование МВФ о приверженности политке "фритрейда", то есть свободной торговли. И хотя реальность периодически заставляет отступать от этой политики, в теории Правительство сохраняет приверженность ей до сих пор.

За три года потери от несобранных таможенных пошлин и неэквивалентной торговли в целом составили порядка 320 миллиардов долларов (в том числе 140 млрд. в 1992 году, 100 млрд. в 1993 году и 80 млрд. в 1994 году).

Экспортно-сырьевая ориентация экономики:

Естественным следствием фритрейда оказался кризис наукоемкого и высокотехнологического экспорта и резкая активизация вывоза нефти, газа, стратегического сырья по заниженным ценам.

Кроме того, Правительство сознательно препятствовало поддержанию на существовавшем до 1991 года уровне экспорта вооружений. Экспорт вооружений сократился с примерно 22 млрд. долларов в конце 80 годов до примерно 2 млрд. долларов в 1994 году. Образовавшийся вакуум был немедленно заполнен конкурирующими западными поставщиками.

В то же время нефтяной экспорт стал невыгодным. Себестоимость добычи нефти достигла в 1994 году почти 80 долларов за тонну, в то время как экспортная цена не превышает обычно 103 доллара за тонну. Таким образом, стратегические ресурсы перекачиваются на Запад по сути без реальной прибыли для России.

Дестимулирующая производство налоговая система:

В основе налоговой политики 1992-1995 годов лежат НДС и Налог на прибыль. Оба этих налога относятся к разряду уничтожающих собственную базу.

НДС прямо пропорционален объему произведенной добавленной стоимости. Следовательно, платить придется тем больше, чем лучше работал хозяйственный субъект, чем больше он произвел. Такая ситуация стимулирует, естественно, производить как можно меньше.

Кроме того, НДС провоцирует производителя на сокрытие части произведенного продукта, то есть является стимулятором формирования теневого товарного рынка. В результате действия НДС и налога на прибыль "теневой" ВНП в 1994 году достиг порядка 60% официального ВНП (38% реального).

Налог на прибыль является главным стимулом для развития "теневого рынка". Вытеснение в тень значительной части оборотов является базой для организованной преступности, паразитирующей именно на этой сфере экономики.

Неэквивалентный механизм приватизации:

Основные фонды Российской Федерации в 1990 году оценивались в 4,2 триллиона долларов. Учитывая естественную амортизацию и прочие пореформенные потери эту цифру можно снизить до 3,5 триллионов долларов. Это составляет примерно 21 тысячу долларов на каждого гражданина России.

В 1992 году Верховный Совет принял Закон об именных приватизационных счетах, через посредство которых каждый гражданин россии мог получить свою долю национального богатства. Обеспечить справедливое распределение собственности позволял механизм, разработанный Центром "Модернизация".

В нарушение Закона Б.Н.Ельцин издал Указ о неименном механизме приватизации. Согласно этому Указу каждый гражданин России получил ваучер, стоимость которого не превысила 20 долларов, в качестве "своей доли" национального богатства. Хитрость авторов этого Указа заключалась в том, что неименной приватизационный чек (ваучер) сам по себе не позволял участвовать в разделе имущества и стоил поэтому те самые 20 долларов. В то же время те, кто мог собрать крупные пакеты ваучеров, могли их использовать для участия в скупке контрольных пакетов государственных предприятий. В этом случае ценность ваучера возрастала примерно в сто раз. Таким образом был создан эффективный механизм концентрации национального богатства в руках узкой группы близких к Госкомимуществу лиц.

Одновременно примерно 10% национального богатства было продано иностранным инвесторам за общую сумму менее 1 миллиарда долларов. Проведя несложные подсчеты можно увидеть, что это примерно в 35 раз ниже реальной стоимости этого имущества.

Курс на ликвидацию отечественного научного потенциала:

Основой политики правительства в отношении науки в 1992-1995 годах оказалось сокращение финансирования примерно в 10 раз. К примеру, в 1995 году на гражданскую науку планируется направить 5,4 триллиона рублей, что соответствует 650 миллионам рублей в ценах 1984 года. На военные НИОКР направляется 3,7 триллиона рублей, что соответствует 460 млн. рублей в ценах 1984 года. То есть общие ассигнования не превышают 1 миллиарда брежневских рублей.

В то же время в 1986 году на науку направлялось 14,5 миллиардов рублей из союзного бюджета, в том числе 11,2 из них осваивалось в РСФСР. Таким образом, можно констатировать сокращение бюджетных ассигнований на науку в 11 раз.

Эта ситуация стимулирует отток ученых за границу и вывоз ими огромного количества созданных в СССР фундаментальных результатов. В 1992 году объем такого вывоза может быть оценен в 20 млрд. долларов, в 1993 году - в 30 млрд. долларов, в 1994 году - также в 30 млрд. долларов. Все это было продано эмигрантами за бесценок и стало чистым убытком для России.

Одновременно российское Правительство в сотрудничестве с Фондом Сороса создало систему промышленного шпионажа в пользу США. В основе этой системы лежит предоставление стипендии ученому в размере 500 долларов в год. Для получения стипендии необходимо представить в Фонд Сороса точное описание своих научных результатов или научных результатов коллектива. Утечка российской интеллектуальной собственности через эту систему за три года может быть оценена в 40-45 миллиардов долларов.

Неэквивалентный обмен со странами СНГ:

Поскольку страны СНГ экономически несамодостаточны, в случае эквивалентного обмена их рынков с российским уровень жизни в этих странах упал бы не менее чем в 10 раз против уровня 80х годов. Это лишило бы власти те слои элиты, которые готовы имитировать самостоятельность этих стран и активно препятствовать воле народов к интеграции. В силу этого для поддержания процесса распада СССР организующее его правительство Б.Н.Ельцина вынуждено финансировать русофобские элиты, дотируя экономику этих стран за счет ограбления населения РФ.

Основными механизмами такого финансирования являются заниженные по сравнению с мировыми цены на российские энергоносители, поставляемые в эти страны. Другими механизмами являются “технические кредиты” этим странам, безвозмездно покрывающие гигантские дефициты их платежных балансов.

Ежегодно дотация странам СНГ съедает до 15 млрд. долларов в твердой валюте (что равно всем налоговым доходам федерального бюджета РФ) и имеет тенденцию к росту.




Программа экономических реформ 1995 года

Вверх



Ключевые слова страницы "Основные составляющие политики Ельцина" (раздел "Программа экономических реформ 1995 года"):

налоговая система

Семинары

11-17 января на Тенерифе
состоится семинар КЭЛ

УСПЕХ НА ПЕРЕЛОМЕ:
что делать в рушащемся мире


 

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2024
Copyright © Алексей Крылов 2004-2024
тех. служба проекта

time: 0.0120100975037