Программа экономических реформ 1995 года
Инновационно-инвестиционая политика
Инновационно-инвестиционая политика. Строительство нового научно-промышленного потенциала
Хорошая конъюнктура, возникшая в результате нормализации денежного обращения, отказа от налогов и таможенного протекционизма сама по себе способна остановить спад производства и обеспечить его быстрый рост. Подъем экономики только за счет этих факторов может быть впечатляющ: рост на 25-35% за первый год производства товаров, на 55-60% производства услуг, на 40-45% уровня жизни.
В то же время важно не само по себе экономическое оживление, а открываемые им возможности для проведения эффективных экономических реформ, для строительства принципиально нового научно-промышленного потенциала России. Решение этой задачи требует не только оживления конъюнктуры, но и целенаправленной государственной инновационной и инвестиционной политики.
Эта политика предусматривает 4 важнейших составляющих:
1. Стимулирование платежеспособного спроса.
2. Финансирование фундаментальной науки и технологики.
3. Организация массированного внедрения ВСЕХ инноваций на этапе строительства нового научно-промышленного потенциала.
4. Массированные государственные инвестиции в инфраструктуру рынка и строительство нового научно-промышленного потенциала России.
Стимулирование спроса через реальное повышение уровня жизни.
Прежде всего, предлагаемая нами концепция экономических реформ содержит механизм реального повышения уровня жизни в стране.
После трагичного падения в три с половиной раза в 1992 году, уровень в жизни в России реально не повышается. Происходит только процесс перераспределения доходов, при котором узкий круг социальных групп восстанавливает и изредка превышает догайдаровский уровень жизни за счет обнищания работников бюджетных сфер и крупной промышленности.
Поэтому мы предлагаем серьезно увеличить (примерно в полтора раза в реальном исчислении по сравнению с 1995 годом) реальные доходы работников бюджетных сфер. Кроме того, увеличение госзаказа и инвестиционной активности государства приведет к росту реальных доходов работников промышленности и строительства. Источником финансирования этих мер могут быть перечисленные выше доходные статьи федерального бюджета.
В этих условиях резко возрастет платежеспособный спрос населения. Та его часть, которая будет направлена на приобретение дорогих импортных товаров, будет стимулировать импорт и возвращаться в доход государства через механизм импортных пошлин. В то же время бОльшая его часть будет направлена на приобретение товаров отечественных производителей, что повлечет расширение производства товаров народного потребления путем задействования простаивающих мощностей и реальной конверсии.
Таким образом, будет обеспечено реальное и существенное расширение внутреннего рынка России.
Фундаментальные исследования и НИОКР.
Фундаментальные исследования никогда не рассматривались у нас как форма материального производства. В то же время в случае создания соответствующего законодательства результаты фундаментальных исследований приобретают товарность и могут быть вовлечены в нормальный рыночный оборот.
Россия в течение последних 200 лет производит около трети мирового объема фундаментальных научных открытий, несколько уступая по этому показателю только Германии и существенно превосходя ВЕСЬ остальной мир. Объем производства фундаментальных результатов за год можно оценить в 90-120 миллиардов долларов для случая, если бы мы уже имели сложившийся рынок фундаментальных исследований. Россия явно могла бы быть крупнейшим экспортером на этом рынке.
В то же время целый ряд фундаментальных результатов имеет стратегическое значение и не может быть предметом товарного обращения.
В связи с этим необходимо резкое увеличение финансирования фундаментальной науки и прикладных НИОКР в качестве перспективной сферы, вложения в которую дают огромный доход стране в целом и государству в частности.
Федеральные расходы на НИОКР должны составить не менее 2% ВВП. Источники средств для этого описаны выше. Этот объем финансирования позволит начать процесс восстановления научного потенциала России.
Инновации
Основой индустриальной политики в рамках предлагаемой концепции бюджета должна стать ориентация на массированную инновационную деятельность.
Факт уничтожения прежнего научно-промышленного потенциала СССР за 1992-1995 годы, являясь, несомненно, прискорбным, открывает тем не менее весьма радужные перспективы. Это связано с тем, что устоявшаяся промышленная система, вообще говоря, слабо восприимчива к инновациям и в связи с этим начинает проигрывать в конкурентной борьбе менее устоявшимся. В этом причина серьезного технологического отставания СССР в 70е-80е годы, технического отставания США в 80е-90е годы, технического отставания Великобритании после первой мировой войны и т.п.
Разрушение технологического потенциала нашей страны дает нам возможность ставить задачу не столько его восстановления, сколько строительства принципиально нового, на новой технологической основе.
Такая постановка задачи позволяет при формировании этого нового научно-промышленного потенциала использовать все фундаментальные результаты, открытия, изобретения, технологии последних десятилетий. Интегральное использование всей суммы инноваций позволит создать принципиально новую производственную систему.
В частности, по экспертным оценкам, строительство к 2000 году такой научно-промышленной системы в национальном масштабе вне зависимости от форм собственности и организации присвоения приведет к удешевлению основных фондов в промышленности в целом в 6-9 (!) раз. Это позволит преодолеть довлеющую над мировой экономикой с конца 70х годов тенеднцию коллапса прибылей.
В связи с этим предусматривается большое количество федеральных инновационно-инвестиционных программ в области промышленности, транспорта и связи. Финансирование этих программ может вестись как по хозрасчетному, так и по затратному принципу. Основной целью их реализации должен быть принципиально новый уровень отечественной техники.
На базе реализации этой инновационной деятельности и предлагается запустить механизм массированных федеральных инвестиций.
Федеральные инвестиции - локомотив научно-промышленного переворота.
Мы предлагаем ввести в классификацию расходов бюджета целый ряд новых статей, реализующих государственные инвестиции.
Прежде всего, это инвестиции в строительство и строительную отрасль. В 1995 году мы предлагаем увеличение госинвестиций в капитальное жилищное и гражданское строительство до 12-15 миллиардов брежневских рублей (60-75 трлн. руб. в ценах конца 1994 года) - уровень, который способна освоить в своем нынешнем состоянии строительная индустрия.
Засчет новых источников финансирования бюджета предлагается инвестировать в год эквивалент примерно 2,5 миллиардов брежневских рублей предлагается в инновационные программы и еще 1 миллиард - в быстроокупаемые высокодоходные инновации. Еще 3 миллиарда ассигнуется на другие централизованные инвестиции в промышленность.
Основные строительные и промышленные инвестиции предполагается осваивать в регионах через посредство взаимодействия с региональными бюджетами.
В общей сложности федеральные инвестиции могут составить в 1997 году по нашему проекту 23-25 миллиардов брежневских рублей. Очевидно, бОльшие объемы страна освоить пока не в состоянии.
Очевидно, что такие масштабы государственного инвестиционного процесса в сочетании с протекционизмом, оффшорной зоной и стимулированием спроса повлекут рост местных, частных и иностранных инвестиций. Общий объем инвестиций по самым скромным оценкам составит в этом случае не менее 50 млрд. брежневских рублей за 1997 год.
|