Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Общие материалы

Общие материалы

Экономика дешевизны



Хотя прошло уже более 17 лет после краха СССР и отказа России от социализма, тем не менее, с экранов телевизоров журналюги не упускают возможности лягнуть мертвого льва, под которым я имею в виду Великий СССР. Да ладно, журналюги (ну, нет у них извилин), так ведь даже вроде бы вполне разумный человек, более того официальное лицо - президент Медведев, и тот постоянно отмечается на телеэкране как антисоветчик. Так, недавно он заявил, что именно гонка вооружений истощила СССР. Бедный Йорик! Так не понимать элементарных вещей!

Наоборот. Именно гонка вооружений обеспечивала технологией промышленность СССР, наращивала человеческий капитал. Не понимает сам? Пусть. Но ведь имеет же возможность поговорить с экспертами. С экономистами. Либо все эти эксперты и экономисты гроша ломанного не стоят - не понимают они в политэкономии СССР? Может, единственное, что они усвоили, и то с подачи Рейгана так это то, что СССР был империей зла? И не удивительно - сказок об ужасном СССР тьма тьмущая. Кто хочет, может почитать одну из таких страшных сказок (именно сказок, поскольку, на самом деле, все было наоборот - С.М.) про СССР [1 ]. Я упомянул данную ссылку лишь в качестве иллюстрации подобного рода мифотворчества. Наиболее популярной страшилкой о СССР являются очереди. О них и пойдет речь в настоящей статье.

Советская очередь и колбаса

Не все отчетливо сознают, что очередь существовала всегда и во всех обществах, а далеко не только в СССР, как нас пытаются убедить. Например, она отлично функционирует сейчас на Западе. Там она называется "peak-load problem" и давно решена теоретической экономикой, да и человеческой практикой. Математически нетрудно доказать, что максимальная прибыль при одинаковых ценах будет не при минимальной цене (максимальная цена при которой будет продаваться весь товар) и не при максимальной цене (минимальная цена, при которой сохраняется один покупатель), а при близкой к средней (точное положение этой точки зависит от множества факторов), но тогда, при максимальной прибыли, часть ресурса обязательно будет не востребованной и его надо выкидывать или продавать по сниженной цене. Отсюда и возникли распродажи. При цене, которая обеспечивает 100% потребление ресурса, прибыль не является максимальной. Она также падает при удорожании цены выше оптимальной. Самая же максимальная прибыль возникает при разных ценах, что реализовано в авиакомпаниях. Отсюда происходят те же скидки. У СССР кстати не было ресурсов и опыта в организации распродаж и скидок.

Идея о том, что рынок уничтожает очереди вообще - это просто наглое мошенничество не столько умных, сколько хитрых и бесчестных людей, преследующих свои весьма корыстные цели. На самом деле, всегда и везде - очередь - свидетельство ограниченности ресурса или желания продать товар побыстрее, не более и не менее. Телеги на переправе, пробка на автодороге, автомобили у светофора, люди в приемной зубного или столовой -все это свидетельство ограниченного ресурса. Таксисты, атакующие пассажиров в аэропортах или стоящие в очереди за пассажирами на стоянке ... - это очередь из-за конкуренции за потребителя.

Очередь среди потребителей - это состояние, которое возникает, когда обслуживание одного клиента занимает большее время, чем время, за которое следующий клиент подходит к узлу обслуживания - кассе, торговой точке, парикмахерской, контролю багажа... Другими словами, очередь это ситуация, когда следующий заказ на обслуживание поступает раньше, чем выполнено обслуживание предыдущего посетителя.

С этим все согласны. Но очереди бывают двух типов: первого -когда, попросту говоря, то, за чем стоят в очереди, не кончается и "этого" хватит всем, пусть и не сразу и второго - когда "это" быстро кончается и хватит далеко уже не всем. То есть второй - это случай так называемого "дефицита". Подчеркнем этот момент -"дефицит" есть принципиально другой вид очереди. Хотя выглядят со стороны они одинаково - стоит линия людей друг за другом. Да и ситуация, когда "дефицит" не может быть заменен другим товаром, бывает чрезвычайно редко.

А теперь, что называется, следите за руками. Дело в том, что "дефицит" как заметное социальное явление стал появляться в СССР с конца 70-х годов, если не брать период войн. Более того, если разбираться, то так называемый "дефицит" в СССР тоже, по сути, был связан с заниженной ценой на товар, поскольку всегда существовала возможность заменить данный товар другим. Очередь же первого типа существовала всегда - как в СССР, так и во всех прочих странах.

Чтобы проиллюстрировать сущность подхода СССР и полезность определенного количества очередей для всего общества при социализме, приведу пример экономического эксперимента, который приводит в своем классическом труде П. Хейне [2].

Так вот, при мысленных экспериментах по оптимизации цены билетов в кинотеатре из 700 мест при студенческом колледже доходы покрывают расходы при цене билета в 3,15 доллара. При цене в 2,50 доллара возникает очередь и зал, естественно, заполнен на 100%. Это как раз ситуация, которая существовала в СССР, когда цены на многие продукты и билеты в учреждения культуры (театры, кинотеатры, музеи...) дотировались. Однако все меняется, если ставится целью получить от показа фильма как можно больше чистой выручки, так какой же будет тогда цена? Ответ: 5 долл. Если установлена цена 5 долл., будет продано 500 билетов. Полная выручка составит 2500 долл. и чистая выручка - 300 долл. Лучшего ... никак не добиться.

Прошу заметить ключевой момент: при максимальной выручке 200 (почти треть!) мест в кинотеатре пустуют. Это люди, которые будут отсечены от культуры в целях максимизации прибыли, но об этом - чуть позже. Но самое важное в смысле эффективности совсем другое: рыночная модель принципиально не способна обеспечить оптимальное распределение ресурсов. От 1/10 до 1/3 ресурса просто пропадает.

Еще один очень важный момент - в рассматриваемом эксперименте кинотеатр максимизировал свою прибыль за счет того, что значительно ограничил доступ к ресурсу с помощью высокой цены. Да, он выиграл, но это означает, что во всем общественном организме, где ресурсы не берутся ниоткуда, существенно проиграл кто-то другой. Суть здесь в том, что в любой большой системе существует несколько уровней оптимизации, а "рыночники", замалчивая остальные, искусственно вычленяют только один уровень - оптимизацию на уровне предприятия [3], которая доминирует в рыночной экономике, как правило, в ущерб оптимизации более высокого уровня.

Локальные системы при этом конфликтуют друг с другом, тратя огромные ресурсы на то, чтобы отобрать кусок у кого-то еще, как было показано в приведенном выше эксперименте, а не договориться на уровне всего общества.

Именно на этом "выезжал" СССР, именно этим объясняется его высокая эффективность - он был построен как единая интегральная система [3], где оптимизация шла на максимально высоком уровне. Причем принесение в жертву прибыли на локальном уровне было сознательным, потому что шел более крупный выигрыш от оптимизации распределения ресурсов на уровне всего общества. В СССР модель распределения билетов (а торговля это именно распределение и ничто иное) была бы решена следующим образом. Цена на часть билетов будет чуть ниже спроса и обеспечит доступность билетов всем. Тогда подавляющее большинство ринется в очередь за дешевыми билетами. Другую часть билетов сделают дороже, но она будет в свободной продаже. Наконец, третья часть билетов будет дорогой, но доступной всегда и будет продаваться дорого вплоть до последней минуты, а потом цена может снижаться. У нас получится типичная социалистическая модель торговли. В этом случае вторая часть будет символизировать советский коопторг, а третья часть - рынок. Кто не хочет стоять за дешевыми билетами, пойдут и купят их чуть подороже. Если же сделать кооперативную систему более удобной - ближе торговые точки, лучшие часы работы и т.д., то значительная часть товаров пойдет через систему кооперативной торговли. Такая система была чрезвычайно развита в СССР во время Сталина и была введена по его настоянию. Не удивительно, что и очередей было немного. К слову говоря, идея кооперативной торговли на государственном уровне и с поддержкой государства принадлежит не Сталину, а Ленину. Сталин просто ее весьма успешно воплотил, несмотря на яростное сопротивление "революционеров-ленинцев".

Отмечу, что хотя "дефицит" и очередь повышают эффективность потребления (снижают потери продукции на уровне страны в целом), но это происходит только до определенного уровня "дефицита". Когда "дефицит" зашкаливает за некий порог, происходит увеличение потерь продукции, поскольку люди, имеющие неограниченный доступ к дефициту, начинают "брать" его без всякой меры, что резко усугубляет нехватку и негативный эффект перевешивает очевидные социальные выгоды от очереди.

Райанэйр и правда о СССР

Сказки сказками, но нам сейчас самое важное понять, что такое СССР, как он функционировал, почему за короткое время стал вторым государством мира, создал Великую культуру, Великий спорт, Великую науку, занявшую второе место (после США) в мире? Все эти достижения СССР не дают покоя антисоветчикам, которые пугают обывателя неисчислимыми язвами и пороками, будто бы имевшими место в СССР (см. ссылку на памфлет выше). Наша задача разоблачать все эти лживые попытки и объяснять, что же было на самом деле, как же большевикам удалось создать столь замечательную страну, как им удалось сделать всех равными и почти всех счастливыми?

Недавно мне попалась на глаза статья, в которой СССР сравнивался с низкотарифными авиакомпаниями. Я заинтересовался и стал наблюдать. В последнее время мне пришлось несколько раз летать на самолетах авиакомпании Райанэйр. Это крупнейшая в Европе авиакомпания. Она имеет свою штаб-квартиру в Ирландии, но, по сути, является общеевропейской компанией. Что представляет собой система Райанэйр? И какое отношение она имеет к социализму? Мои наблюдения показывают, что самое, что ни на есть прямое.

Какие же принципы исповедует эта крупнейшая в Европе авиакомпания? Вся ее работа направлена на снижение цены билетов на самолеты, что обеспечивает ей конкурентное преимущество и позволяет обходить соперников. Недавно я столкнулся с ситуацией, когда цена билета от Пескары до Франкфурта была равна нулю евро. Конечно это лишь тариф. Когда покупаешь билет, к данной цифре приплюсовываются налоги за пользование аэропортами, за пользование регистрацией в аэропорте (это стоит 10 евро и если ты не платишь, то обязан зарегистрироваться по Интернету не менее чем за 4 часа) и т.д. и т.п. Сам же по себе, это, хотя и рекламный факт, но он заслуживает внимания. В любом случае тарифы данной авиакомпании ниже, чем у любой другой. На перегруженных трассах цена может быть гораздо ниже, чем те, которые устанавливают национальные перевозчики. Но необходимо, чтобы эти услуги были востребованы. Компания имеет самое меньшее в мире среднее опоздание самолета, самую высокую заполняемость салонов. А чтобы выжить в конкурентной борьбе надо, чтобы рейсы были всегда полные.

Хотя популярность Райанэйр растет, но у меня создалось впечатление, что без очередей Райанэйр умрет.

Когда Райанэйр приходит в страну, то из-за дешевизны резко возрастает потребность в авиаполетах. Например, после того, как Райанэйр открыла рейсы из Братиславы, столицы Словакии, там резко увеличилось число туристов, направляющихся в Италию, Германию, Швецию, Англию... - как раз туда, куда имеются рейсы Райанэйр.

Как же добилась эта авиакомпания такой низкой цены на билеты? Оказывается, все очень просто - для этого компания использует стандартизацию всего и вся и уменьшение ассортимента оказываемых услуг. Перечислю лишь некоторые из используемых компанией приемов для удешевления билетов.

1. Самолеты компании летают практически на одинаковые расстояния. Сеть аэропортов медленно расширяется, причем не сразу, а сначала оценивается экономическая эффективность данного рейса и данного аэропорта.

2. Компания использует один тип самолетов (дешевый и отработанный самолет Боинг 737-800), что позволяет экономить на стандартизации их обслуживания.

3. Компания отказалась от дорогих, хотя и более удобных аэропортов. Компания использует дешевые, хотя и менее удобные аэропорты. Как правило, это периферийные, редко используемые, часто уже умиравшие аэропорты, не те, которые используются другими компаниями. Обычно такой аэропорт располагается около нескольких крупных городов: например, братиславский аэропорт обслуживает Братиславу и Вену; аэропорт Ханх обслуживает Гейдельберг, Франкфурт, Майнц, Люксембург, Кобленц... Или аэропорт Бергамо - это почти час езды до Милана. Но этот аэропорт используется данной компанией для всего Севера Италии. Именно поэтому в эти аэропорты надо ехать на автобусе или поезде. Хотя аэропорты используются маленькие, но обычно, когда туда приходит Райанэйр, то они начинают расширяться. Райанэйр организует дешевые автобусы. Билет на автобус от аэропорта Братиславы до Вены, но не по автостраде, а по проселкам стоит всего 10 евро. Отмечу, что цена проезда на такси от Братиславы до аэропорта составляет 20 евро. Резко возросла популярность Райанэйр, но у меня создалось впечатление, что без очередей Райанэйр умрет.

4. В аэропортах нет автобусов и выдвижных лестниц, связывающих самолет и аэровокзал - идешь пешком прямо по полю под наблюдением персонала.

5. Уже давно фирма использует электронные билеты.

6. Количество мест бесплатного багажа строго ограничено и за багаж надо заплатить 10 евро.

7. Нет разделения билетов на прямые и обратные. Обслуживается только один рейс, тогда как другие компании продают туда и обратно за ту же цену.

8. Места в салоне занимаются в порядке очереди, они не персональные.

9. В самолете самые дешёвые и легко моющиеся сиденья. Без всяких салфеток и без сетки, куда обычно кладётся развлекательный иллюстрированный журнал.

10. В самолетах нет постоянно выложенных рекламных журналов. Журнал тоже разносится бортпроводницами, а потом собирается, как и меню.

11. Компания отказалась от бесплатной раздачи пищи на борту. Хочешь есть - плати деньги. Однако почти никто из пассажиров не хочет - все экономят.

12. За счет этого уменьшено число бортпроводников.

13. Можно купить так называемый "приоритет" и войти в самолет без очереди, но обычно, по моим наблюдениям в Братиславском аэропорту, который обслуживает Райанэйр, "приоритет" покупают не более 10% пассажиров. Стоит это удовольствие 10 евро. Это удовольствие обычно приобретают пассажиры, летящие в командировки.

Давайте теперь сравним казалось бы несравнимые вещи -о рганизацию обслуживания пассажиров в Райанэйр и продажи колбасы в СССР (В скобках замечу, что главный параметр - полное потребление).

1. Меньшее число сортов колбасы в СССР - стандартизация рейсов и расстояний в Райанэйр. В СССР продавалось только 5 сортов колбасы, но качественной, из мяса, а не из соевого и другого дерьма, как сейчас в России - число аэропортов в Райанэйр ограничено, но очень точно выполняется расписание.

2. За колбасой надо стоять в очереди, что неудобно - неудобно добираться в аэропорты Райанэйр.

3. Чуть заниженные цены на колбасу в СССР, чтобы не было выбрасывания колбасы - низкая цена на билеты в Райанэйр, чтобы рейсы были полные.

4. Уменьшенное число продавщиц и магазинов в СССР - уменьшенное число аэропортов и бортпроводниц в Райанэйр. Кстати, сейчас выработка на одного российского продавца гораздо меньше, чем в советские годы.

5. В магазинах СССР давалось не более 2 кг колбасы в одни руки - в Райанэйр билеты продаются только в один конец. Как видим, все очень похоже.

Очереди на Западе были, есть и будут

Одна из главных идеологических подтасовок демократов состоит в идее некоего "общества потребления" на Западе и "дефицита" в СССР. На самом деле, дефицит есть везде, только он разный. В СССР был дефицит элитных товаров, в развитом мире - простых и дешевых товаров. Рыночная экономика Запада де факто не в состоянии обеспечить огромный платежеспособный! спрос на дешевые товары. А те - действительно высококачественные, но очень дорогие товары, что в каталоге ОТТО пугали советских лохов - не более 40-50% реального спроса. Сейчас 1,5 - миллиардный Китай, начиная с 90-х, только тем и занимается, что зарабатывает на жизнь, ликвидируя дефицит дешевых товаров на Западе.

И все же, а есть ли очереди на Западе? Да, сколько угодно, на Западе очереди - постоянное явление. В Соединенных Штатах, когда начинается так называемая "Черная пятница", день, в который традиционно ставятся рекорды продаж, возникают такие очереди, что советские отдыхают. Магазины крупнейшей розничной сети страны, Wal-Mart, открываются в пять утра, тысяча универмагов JCPenney - в четыре. Например, в последний раз игрушечные магазины Toys "R" Us открылись в пять утра. На сотни товаров, включая электронику и бытовую технику, были предложены большие скидки - до 50 процентов. За час до открытия перед магазинами выстроились очереди по несколько сотен человек. Первые покупатели начали прибывать в три утра [4].

Или недавно в северном финском городе Рованиеми открыли английский супермаркет. По телеку открытие показывали. У дверей собралась огромная толпа, ожидающая открытия. Как только двери открылись, финны туда рванули всей толпой. Финны - народ флегматичный, спокойный. Но тут, протискивались через толпу и двери, отпихивали друг друга локтями и плечами, попав же внутрь, бегом бросались в отделы. Как мне рассказал мой товарищ, в одном западном городе в центральном супермаркете с 7 до 8 утра вчерашние продукты продают с 50-процентной скидкой. И возле него тоже очередь каждое утро - в 7 (!!!) утра [5].

А недавно я был в рыночной Франции в Диснейленде под Парижем. Сначала там платишь за вход. Далее почти у каждого аттракциона стоишь в огромной очереди, чтобы туда попасть. Но для сильно нетерпеливых есть добавочная услуга - платишь 2 евро и идешь без очереди. Так вот, я, пока стоял, видел лишь одну пару и ту из новых русских, которые воспользовались этой услугой. Французы же оказались на редкость жадными. Они стояли по 0,5 -1,5 часа в каждый павильон. Я тоже подобно французам спокойно постоял в очереди свой час. Так что в этом рассуждении пример про плату за проход вне очереди, что его именно русские заплатили, очень показателен.

А вот ещё один пример, который я наблюдал сам во время моей поездки с братом во Флориду в 1995 году. На бесплатном американском шоссе машин очень много, часто образуются пробки, а на платных шоссе машин гораздо меньше, хотя плата за проезд довольно умерена.

Итак, выгодность очереди очевидна и на Западе. Иначе они бы не устраивали распродажи и не делали разные цены на совершенно одинаковые авиабилеты с возникновением очередей, называющихся листами ожидания на дешевые авиабилеты.

Особенности очередей на Западе

Как видим, очереди на Западе есть, только они организованы по-другому. Очередь на Западе организована так: раньше встал - раньше получил. Очередь организована таким образом, чтобы не создавать неудобств клиентам.

1. Никто не занимает очередь.

2. Очередь организована через номерки. Пришел - взял номерок, пришла очередь номерка - получил продукт или услугу. Если очередь номерка прошла, то никто тебя уже вперед не пропустит. Более того, никто тебя не пустит встать в очередь даже к своей жене или сыну. Интересный пример из жизни Америки привел один мой знакомый, живущий в США. Ситуация - срочная распродажа товаров в магазине из-за его банкротства. Цены при таких распродажах часто снижаются в разы. Поэтому, конечно, возникает очередь из любителей сэкономить. Будучи однажды на такой распродаже, знакомый по русскому обычаю пришел с женой и быстренько прошел и встал в очередь у кассы (советская же закалка). Жена знакомого выбирала уцененные товары и успела к нему с этими товарами до того момента, пока его очередь прошла. Знакомый и жена хотели просто обменяться тележками или хотя бы жена хотела передать товары знакомому, чтобы он заплатил. Однако американцы сказали, что она не имеет права это проделать. Пришлось встать в конец очереди.

Когда я показал статью своим российским знакомым, они меня не поняли. А что там есть такой закон, по которому жена не может класть товар в корзину мужу, спросили они? Что бы было, если бы муж и жена наплевали на мнение американцев, стоящих в очереди и обменялись товарами? Что бы им сделали - силу бы применили - на каком основании? Я им ответил, что формально там такого закона нет, но есть традиция общества и продавец не будет вам продавать, если очередь против. Закон же не может предусмотреть все.

Когда я первый раз выехал на Запад без сопровождения (это было в Стокгольме), то зашел на вокзал и увидел, что у каждой билетной кассы стоит только один человек, остальные либо сидят на скамейках рядом либо расхаживают. Над кассами же какие-то цифры высвечивают. Первой мыслью было немедленно встать у кассы и автор немедленно подошел к ближайшей кассе и встал, плотно прижавшись к предыдущему клиенту, который очень удивился, но ничего не сказал. Когда "подошла" очередь автора кассир объяснил автору, что он должен оторвать номерок и ждать, когда мой номерок высветится над кассами и тогда можно идти к свободной кассе. Такая система решает многие проблемы очередей. Нет несправедливого параллелизма очередей. Нет ситуации, когда надо решить в какую очередь и 2-3 встать, а затем нервничать, а вдруг другая очередь движется быстрее. Мне в свое время показалось странным, почему было так трудно придумать систему бумажных номерков, почему нельзя было организовать такую же шведскую систему с номерками - сделать это было элементарно. Но потом я долго думал и понял, а чем эта система с номерками и цифровыми табло принципиально лучше советской? Дороже только, вот и все. И "преимущества" ее видны только при небольших очередях. Если народу полно - то где он будет сидеть и прогуливаться? - все равно толпа будет. В советской очереди тоже не обязательно было стоять, уткнувшись в спину переднему. Если были скамейки, то можно было и посидеть, можно было занять очередь и идти гулять. Но самое главное - советская очередь была отражением ментальности русского народа, народа который привык пропускать вперед себя, например, детей и стариков.

На Западе это делать не принято. Они не пропускают стариков вне своего номерка. С номерками старик обычно сидит и не просит. Просить в такой ситуации считается неприличным. Но если ему надо, он может найти обладателя номерка перед ним и обменяться. Наконец, есть специальные кассы, где можно попросить персонал ускорить обслугу в виду чего-то. Или обратиться к старшему, и он даст команду пропустить и очередь обычно соглашается.

Неприлично отказывать. Более того, тут считается приличным именно пропускать вперед, чем просить уступить очередь.

Кроме того, имеются разные культурные предпосылки. В Швейцарии потерянный кошелек с деньгами отдают, а в Африке машины с платных стоянок перед супермаркетами воруют и горды этим. В Африке ограбить человека или украсть у него собственность является заслугой и вызывает гордость и виноват не тот, кто грабит, а тот, кто позволил ограбить и не принял всех мер по защите своей собственности. В СССР было правило занимать очередь. На Западе такого правила нет. Поэтому введение номерков в советское время могло вступить в противоречие с традициями русского народа занимать очередь и пропускать своих родственников и знакомых.

Возьмем, например, билеты на самолет. Здесь имеются очереди на дешевые билеты. Если заказать билеты на рейс за 3 месяца, то можно найти и купить очень дешевые билеты. Ближе к вылету, ты можешь встать в очередь ожидающих дешевые билеты. Система скидок есть та же очередь. Кстати она очень часто и возникает за товаром, на который распространяются скидки.

А вот ещё один пример. Часто, когда на Западе авиакомпания продает на рейс билетов больше, чем мест в самолете, в расчете на то, что часть пассажиров откажется от полета. Если же пассажиров приходит больше, то задача решается рыночным методом. За отказ от полета компания предлагает денежную компенсацию и увеличивает ее размер до тех пор, пока количество желающих лететь не сравняется с количеством мест. При этом все довольны: авиакомпания заполняет места в самолете, те, кому нужно, летят, а тот, кто отказался от полета, доволен размером полученной денежной компенсации. Однако, по мнению одного из участников Интернета, "подобный способ сомнителен с моральной точки зрения - он разжигает у людей жадность - на-халяву" заработать" деньги, ничего не делая. Гораздо моральнее просто спросить, кому надо срочно, а кто может потерпеть. Это вызывает людей на общение и заставляет принимать благородные решения - потерпеть ради других. Фактически предлагаемый на Западе способ априори предполагает человека кучей грязи, которая ни за что и никому даром не уступит. В общем, меня от подобного разруливания очередей тошнит. Я бы не остался доволен применением подобных методов. Опять же непонятно, а если сумма, на которую согласятся в качестве компенсации, превышает ту сумму, на которую компания продала больше билетов? - Ведь это же будет уже убыток. Это уже будет не просто возврат денег с разжиганием жадности у несознательной части пассажиров, но и возврат с процентами."

Очереди в нынешней России

А что же сейчас в России? Увы, очереди никуда не ушли. Приведу несколько свидетельств из Интернета. "В продуктовых магазинах даже встречаются. В наших сельмагах постоянно бывают, когда приходят вечерние автобусы из города. Или когда привозят хлеб или иные товары. Продавщицы принимают товар, а за это время собирается небольшая очередь.

Очереди в кассах универсамов разных торговых сетей, которые сейчас, похоже, активно внедряются по всей России - дело обычное. В конце рабочего дня. Кстати, большинство таких универсамов пытаются оптимитизировать обслуживание населения именно так, как описывает автор статьи. В часы пик сажают кассиров за все кассы, а днем обходятся 1-2-3 работающими кассами. Прочие же кассиры занимаются в это время другими работами. Фасовкой товаров, например. Но от очередей это все равно не избавляет полностью, только частично. Количество покупателей намного превышает пропускную способность касс."

"Очередь при Путине. Свидетельствую... Год 2007, Лето. Посёлок в Подмосковье (Завидовский, между прочим). Утро (шёл по грибы). Первое свидетельство: стоит очередь на улице из десятка-двух человек с различного калибра ёмкостями, ждёт чего-то, с разных сторон подтягиваются люди... Второе свидетельство: иду по посёлку, обгоняет бегущая тётка с ёмкостью; оказывается, цистерну с молоком уже привезли; народу уйма, с разных сторон спешат люди; некоторые с вёдрами, явно - всем не достанется... И чего они, с ума что ли все посходили? Рядом магазин - там этого молока завались!"

Вот ещё рассказ из Интернета [5]: "Москва, 2008 г., декабрь. Моя супруга работает... скажем так - менеджером в торговой сети - сетка, одна из ведущих (я не хочу конкретизировать) - так вот - про 100 сортов колбасы:

1. они должны быть в магазинах (не обязательно 100 - но так чтобы выглядело, что их 100, именно выглядело) - требование центрального офиса;

2. берут в основном низший ценовой сегмент (остальное тоже - но....);

3. за низшим ценовым сегментом - бывают очереди - по-записи - всё как тогда - люди специально узнают (звонят, узнают когда завезут)- если товар - допустим колбаса - и активисты стоят и ждут... подходящих записывают (номерок на руке).... всё - машина приехала - кто не записан - в пролёте.... (сотрудникам магазина может не достаться - ибо "они там под прилавком прячут!!!!! (иногда прячут... зарплаты не большие - а купить что-то процентов на 30 % дешевле - всегда приятно)".

"Вот какие наиболее запомнившиеся очереди мне доводилось стоять в последнее время:

Очередь в сберкассу - 1 час.

Очереди за ЖД билетом - около 1 часа

Очередь в Ашане - 30 мин.

Бывают 5 -15 мин очереди в других магазинах.

Очереди к врачу надо выносить отдельно, потому что есть запись, а есть и ожидание по записи.

Очередь в МОТОТРЭР (ГАИ) - 2 часа /1 день.

Очередь в гарантийную мастерскую - очередь не выдержал, предположительно пять часов.

Очередь в суд - 3 часа."

"А виза в европейскую страну? Или в БТИ? Да и вообще за каким-нибудь государственным штампом на бумажке? Самый яркий пример - это ОВИР (уже называются иначе). Хочешь - стой в очереди, могут завернуть по несколько раз, хочешь - отдай некую сумму, по тогдашнему курсу не более 5 долларов в близлежащее бюро, там же сотрудницы в овировской форме тебе все объяснят, подготовят пакет документов, документы должен ты представить, можно не один раз туда придти, если с собой чего не взял. Потом стой в очереди, но у тебя все равно возьмут с первого раза. Для особо нетерпеливых разные фирмы были готовы (но эти лавочки стали тихо-тихо прикрывать) хоть в один сделать загранпаспорт от МИД за соответствующие цены. Так же и по оформлению виз зарубежных промышляли."

"В Питере в свое время Илья Южанов организовал регистрационную палату, в которой учитывались права на недвижимость. Клерки получали нормальную зарплату и все очень четко работало. Петербургский опыт понравился, и его решили распространить на всю федерацию. Но при этом перевели служащих на федеральные оклады, раза в три поменьше. Тут же половина персонала разбежалась, выстроились очереди, начались записи и дежурства, появились жучки, торгующие местами в очереди, у клерков начало подозрительно быстро расти благосостояние...

"А самые массовые очереди, очевидцем и участником которых я был в нынешнее время - это очереди в БТИ и муниципальных управах. Связанных с приватизацией жилья. Там и записывались, и на перекличку ходили, а где и номера на руке писали. Выезжать в управу приходилось первым автобусом, чтобы пройти где-то после обеда. Не такие громадные очереди, но все же большие имеют место в налоговых инспекциях в отчетный период, у нотариусов по наследственным делам, в гражданской коллегии судов общей юрисдикции. И разумеется, в органах ФМС РФ. Везде очереди."

Итак, советская очередь, которая была организована по типу компании Райанэйр, - это способ максимилизации потребления при наиболее экономном использовании ресурсов и минимизации резервов. Очередь же имеется при любой организации экономики. И никакой рынок никогда не избавит от очередей вовсе. Или будут пропадать товары. Очереди в России никуда не ушли. Они стали другими. И самая массовая очередь России и на Западе - очередь на право проезда по дороге, то есть пробки. На Западе тоже люди давятся в очередях. На Западе очередь организована по-другому - она реализуется в виде скидок на товары. Кроме того, используются распродажи, иначе не успеют сбыть товары, а хранить товары очень дорого. Наиболее успешно действующим западным аналогом советской очереди является деятельность компании Райанэйр. В СССР, кстати, были свои аналоги распродаж - магазины уценённых товаров. Поэтому не стоит пинать Великого мертвого льва, имя которому СССР!!!



Использованная литература

1. http://lex-kravetski.livejournal.com/146341.html

2. Хейне П. Экономический образ мышления. www.libertarium.ru/libertarium/lib_thinking

3. Макконнелл К. П. и Брю С.Л. Экономикс. - М. Инфра-М. 2007.

4. http://lenta.ru/news/2007/11/23/shopping/

5. http://kommari.livejournal.com/304973.htm

С.Миронин,
Дата опубликования: 02.03.2010


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
http://analysisclub.ru/index.php/images/tentelbaum_u_tan.jpg?page=schiller&art=2705"


Ключевые слова статьи "Экономика дешевизны" (раздел "Общие материалы"):

очередь

Семинары

11-17 января на Тенерифе
состоится семинар КЭЛ

УСПЕХ НА ПЕРЕЛОМЕ:
что делать в рушащемся мире


 

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2024
Copyright © Алексей Крылов 2004-2024
тех. служба проекта

time: 0.010890007019