Нетократия: набор ограничен
Господа капиталисты, собственники и владельцы бизнесов, уважаемые буржуа, у меня есть пренепреятнейшее известие – ваши дни сочтены. Ваши виллы, яхты и подводные замки обветшают, банковские счета оскудеют, а дочери будут восторженно смотреть на молодых людей щеголяющих роскошными шевелюрами или бритыми черепами, плюющих на деловой этикет и появляющихся на серьезные деловые встречи в шлёпанцах и бриджах, слегка под шафе.
Они будут равнодушны к своему имиджу, безразличны к раскрученным брендам и искренне недоумевать отчего все суетятся, когда в комнату входит председатель совета директоров – потому, что это будет их мир. Мир людей, которые создают сильные впечатления, удерживают внимание, запускают и убивают бренды – МИР НЕТОКРАТОВ.
А вы, почтенная буржуазия, уйдёте на второй план, куда вы когда-то задвинули аристократию, предварительно забрав у них всё, что вас интересовало – золото, власть и первых красавиц. Правда, были счастливые исключения, когда аристократам удавалось сохранить и приумножить свои богатства – они осознали, что правила игры изменились и сменили сферу деятельности, что ж у вас пока ещё есть шанс ... пока есть ...
Тысячелетиями жизнь баловала аристократию, которая обладала первым ключом к успеху – СИЛОЙ. Умение создавать, поддерживать и применять силу ценилось превыше всего. Бандит, по современным меркам, владевший боеспособной дружиной мог захватить пару деревень, назвать их королевством, а затем расширить до имперских границ.
Сила была самым востребованным и ходовым товаром, потому что её количество было невозможно быстро увеличить. Профессиональные военные – богатыри, рыцари и прочие самураи тренировались с детства, с отрывом от хозяйственной деятельности.
Массовое внедрение огнестрельного оружия девальвировало Силу, как самый востребованный в обществе элемент. Стать сильным стало просто – взять в руки ружьё, без мучительных тренировок по 4–5 часов в день 25 лет подряд.
И на сцену вышел ТОВАР и класс, который умел с ним управляться – буржуазия или капиталисты. Несколько столетий они исправно снимали сливки с общества, придумывая, производя и поставляя востребованные на рынке товары.
Два монстра Глобализация и Индустриализация выплеснули на мировой рынок огромное количество самых различных товаров. И этим разрушили монополию буржуазии на верховную власть, банковские счета с огромным количеством нулей и красивейших женщин мира.
И на сцене стал медленно проявляться новый профессиональный класс – НЕТОКРАТЫ, специалисты по привлечению Внимания и созданию Впечатлений. Сейчас они носят разные имена: рекламщики, пиарщики, маркетологи, журналисты, дизайнеры, отличает их главное – они умеют привлечь Внимание. Внимание к политику, товару, идее и создать благоприятное ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Велотреножёр и помидор имеют столько же сходства, как и капиталисты с нетократами. Капиталист действует ради прибыли, виллы на берегу океана и статуса президента компании, его любимое слово – стабильность. Нетократы стремятся к внутреннему удовлетворению, их непоколебимые ценности: свобода, независимость, творчество.
Деньги для нетократа не являются самоценностью – это всего лишь результат правильно организованной деятельности. Если ты придумал оригинальную бизнес-идею, раскрутил полезный проект, ты получишь всё о чём можно мечтать: деньги, славу, власть. Но зачем об этом мечтать, если у тебя все это и так будет? – это же очевидно.
Аристократы оперировали грубой физической силой и в центре их внимания стояло физическое тело, даже системы психологической подготовки аристократии ставили целью – повышения контроля над силой и увеличение его КПД. Капиталистов привлекали товары и услуги, они бережно стали выстраивать комфортную для человека окружающую среду.
Что интересует нетократа?
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Как человек воспринимает явления, как можно повлиять на его оценку событий, что происходит в сознании? Каково его мировоззрение, почему оно сложилось именно таким образом, где слабые места его идеологии? Как лучше всего передать впечатление, создать эмоцию и удержать внимание и, в конце концов, продать переживание.
Вы удивитесь, но нетократы не продают товаров и услуг, они всего навсего используют товары и услуги в качестве носителя того, что они продают на самом деле. А, на самом деле, основной объект продажи нетократов – это ПЕРЕЖИВАНИЕ. Переживание – то, что затрагивает душу человека, оставляет в душе человека эмоциональный след.
Посмотрите на трех продавцов и вы в каждом из них безошибочно сможете определить, кто он – аристократ, буржуа или нетократ.
Вот в ваш офис заглянул мужчина зрелого возраста и вежливо попросил приобрести комплекс услуг, оказываемых его фирмой. А в качестве аргументации добавил, что ежели вы не воспользуетесь его любезным предложением, то то, от чего страхует его фирма неминуемо произойдет. Даст вам подумать пару дней и вежливо попрощавшись, покинет ваш кабинет.
И не спешите звонить в РУБОП, знакомому ФСБ-шнику или в службу безопасности дружественной корпорации, вдумайтесь – родившись на 1000 лет раньше, такой человек непременно стал бы королем, или на худой конец – бароном или удельным князем. Вобщем, вас только что посетил носитель белой кости и голубой крови. :) Ну, а теперь можно звонить. :)
А вот скалясь лучистым смайлом, к вам подскакивает молодой человек до тридцати, одетый в соответствии с последними тенденциями делового этикета. Он, непрерывно улыбаясь, сообщит вам гору информации по товару, который он продает, снабдит вас буклетом, страниц на 600, где будут описаны все возможности чудо-аппарата.
Кто это? Разумеется буржуа, который с радостью создает нам комфортную среду обитания. Ну и, естественно, он заботится о своем здоровье, принимает хорошие витамины, читает стилеобразующие журналы и интересуется тренажерными залами. Сто лет назад этот молодой человек создал бы компанию равную Coca-Cola, Ford, General Electric, но уже не судьба – его умение информировать неактуальны, информации-то навалом.
Ну а вот, перед вами молодой человек, который только своим видом вогнал бы в глубокую депрессию школьную учительницу шестидесятых годов. Он не угрожает вам, не грузит обилием подробностей, он просто рассказывает вам историю. И когда вы слушаете его, перед вашими глазами встают картины, вы реально представляете то, что он говорит. Вы видите это ...
Вот папа римский Урбан II объезжает европейские города с призывом покарать грязных язычников, оскорбляющих Гроб Господень. Вот сотни возмущенных мужчин седлают коней, последний раз вглядываясь в глаза своих жен. Вот катапульта с пронзительным свистом обрушивает обломок скалы на стену сарацинского города. Вот передовой отряд рыцарей, обрызганный кровью, с победным ревом врывается в тронный зал, где вокруг вождя собрались последние защитники города...
Ну, а дальше? А дальше может быть все что угодно, начиная от предложения приобрести партию контрабандных рыцарских мечей, пивоваренного заводика, славящегося напитком, которым подкрепляли силы рыцари 500 лет назад или вступить в парию Ревнителей Истинной Веры. :)
Различие в подходах аристократов, буржуа и нетократов очевидны даже при чтении газет или просто рекламных буклетов. Вот идут лобовые призывы: Купи!, Прочитай!, Подпишись! – это трудятся аристократы пера, а вот из номера в номер тянется манная каша новостей компании – это буржуа грузят информацией, ну, а вот небольшая статья, от прочтения которой наворачиваются слезы, щемит сердце и кулаки непроизвольно сжимаются – чувствуется рука нетократа.
Что же так разительно отличает стиль нетократов, от подходов аристократии и буржуа? Что они знают?
ЧТО ЗНАЮТ НЕТОКРАТЫ?
Для начала они точно знают, что подходы аристократии и буржуа имею существенные ограничения.
Применять силу (а лобовой призыв Купи! – это навязывание и применение силы) в нашем прозападном обществе считается признаком дурного тона. За исключением нескольких групп населения, которые лояльны к проявлению насилия – это молодежь до 20 лет, материально неблагополучные люди, криминальные и около криминальные круги. Все остальные люди рефлекторно сопротивляются настойчивым попыткам НАВЯЗАТЬ чужое мнение. Это и есть ограничение – не все люди приветствуют грубое обращение с собой.
В обществе перегруженном информацией ставка только на информирование, как это и делают буржуа, тоже имеет ограничение. Это работает только в том случае, если вы боретесь с реальной человеческой проблемой и люди судорожно ищут варианты, как эту проблему можно решить. Если же ваша информация не сообщает о решении проблемы, которую люди СТАРАЮТСЯ решить, то вам нужны серьёзные бюджеты для того, чтобы продавать вашу продукцию. Это ограниченность подхода буржуа – ставка на информирование требует больших бюджетов.
Во-вторых, они пользуются иным подходом, который не имеет таких ограничений – создают эмоциональные впечатления. Эмоции намертво впечатывают вашу информацию в сознание людей и при этом, эмоции не имеют расовых, социальных и прочих границ.
В третьих, нетократы знают, что человеческое сознание всегда наклеивает ярлыки: полезно / несущественно / вредно. Это простейшие маркеры, которыми помечаются все события, явления, поступки, попадающие в поле зрения человека. В зависимости от того, какой ярлык нацепит сознание на вас, вашу компанию или проект и будет зависеть, настигнет ли вас элегантный господин с именем Успех. А сознание наклеивает ярлыки по правилам.
Главные Правила по которым сознание кодирует вашу компанию как полезную, вредную или несущественную.
Конкретность + Интересность + Опора на Факты + Последовательность.
Сознание современного человека привыкло оперировать ключевыми фразами. Мало кого интересуют длинные занудные объяснения. Это распространяется как на рекламное объявление, так и на личную презентацию. Хотите угробить свой бизнес – пишите много, пишете занудно, побольше второстепенных деталей. Если вы не интересны, вам не получить заветного кода – «Полезен». Ну, а что бы быть интересным, то говорите, на актуальную тему, и сделайте милость – говорите человеческим языком.
И знайте – сознание постоянно сомневается, слова-обещания значат для него очень мало. Заявления: «качество», «низкие цены», «надёжность» – отсекаются как шум, если они не подкреплены фактами. Цифры, цитаты, сравнения с конкурентами (как называя их имена, так и не называя) – вся это факты, которые очень интересуют людей.
В-четвертых, нетократы знают, что изменить уже проставленную кодировку очень тяжело. Так, в политике широко применяется прием, когда работают только со сторонниками партии и с не определившимися, а со сторонниками конкурентов, начинают работать только если остались деньги. А маркетологи знают, что «испорченный» бренд дешевле убить, чем «отмыть», поэтому проще вывести тот же товар, под другим именем.
Это все потому, что сознание ненавидит путаницу. Если вы зарекомендовали себя как поставщика хорошей мебели, не стоит жадничать и продвигать под своей маркой видеопылесосы. Этим вы вмиг «расфокусируете» впечатление и получите новый маркер «хрень какая-то». :)
Вот, что знает нетократ. :)
СТАТЬ НЕТОКРАТОМ ПРОСТО и сложно одновременно: ваши усилия должны быть направлены на создание впечатлений: коротких, ярких, последовательных и убедительных. Успех компании – это сражение за сознание людей. Чем больше знают вас и ставят маркер «Свой», тем легче вам будет нестись на серебристом лексусе успеха. :)
Переносите центр своих усилий с товара на человеческое сознание, не занимайтесь абстрактным улучшением товара, а только улучшением, которое гарантированно произведёт положительный эффект на всех, кто окружает вашу компанию: клиентов, подрядчиков, инвесторов, вы можете смирится только с одной группой равнодушных – с конкурентами. :))
Но поверьте, конкуренты не останутся равнодушными к вашему успеху. :)
И. Базылев Дата опубликования: 10.05.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/tenenbaum_jonson.jpg?page=schiller&art=2411" |
|
|