Макак научили с умом пользоваться деньгами
В русском языке существует расхожее выражение "мартышкин труд". В английском - почти такое же: "monkey business". Но оказывается, что обезьяны вполне способны совершать бизнес-операции, пусть пока и не очень сложные.
А представление о том, что умение пользоваться деньгами (одним из основных из феноменов материального мира) отличает человека от животного, по-видимому, не выдерживает проверки на прочность.
Американские ученые из Йельского университета научили макак-капуцинов обменивать жетоны на яблоки, бананы и огурцы. Но подопечные пошли дальше: уже без всякой помощи со стороны исследователей они стали припрятывать жетоны и предлагать в обмен поддельные.
"Эксперимент заключался в том, что макака-капуцин заходит в комнату и обнаруживает там мисочку с 12 жетонами, - объясняет профессор Йельского университета Кит Чен. - Она быстро понимает, что люди, которые периодически в эту комнату заглядывают, горят желанием обменять ее жетоны на яблоки, персики и груши. Затем мы стали варьировать стоимость предлагаемых фруктов, то есть в отдельные дни за один жетон давали пол-яблока, в другие дни - сразу два целых фрукта".
Осознав цену денег, макаки методом проб и ошибок довольно быстро изучили один из рыночных механизмов, а именно внезапный взлет и такое же резкое падение цен на одни и те же товары.
Профессор Чен рассказывает, что мартышкам разрешалось пощупать и даже понюхать товар, после чего они удалялись к своей миске с жетонами и возвращались с зажатой в лапке монеткой к определенному человеку, чтобы приобрести выбранный заранее фрукт.
Макаки вели себя точно как люди: они рассматривали товар, размышляли некоторое время, нужен он им или нет, а затем возвращались, чтобы сделать осмысленную покупку. Никаких спонтанных, непродуманных приобретений, которыми так часто грешат люди, обезьяны не совершали.
Впрочем, когда экспериментаторы усложняли задачу, макаки тоже иногда поступали иррационально.
"Более сложный эксперимент состоял вот в чем, - продолжает профессор из Йеля. - Макака заходит в комнату, в которой находятся двое экспериментаторов. Один из них держит в протянутой руке кусочек яблока, и если макака решает его купить и протягивает жетон, то ровно в половине случаев экспериментатор отдает этот кусок, а во второй половине засовывает руку в карман и достает оттуда такой же кусок яблока. И макака получает два куска за тот же жетон. А в это же время другой человек в той же комнате предлагает сразу два куска яблока, но в половине случаев он отдает их макаке за жетон, а в половине она получает за ту же цену лишь один кусок. Так что с каждым из "продавцов" шансы для макаки распределялись 50 на 50".
Большинство наивных психологических теорий наталкивают на мысль о том, что макаки в таком случае должны были покупать только у того человека, который изначально держит в руке большее число яблочных долек. Но обезьяны, как и люди, чисто интуитивно не хотят испытывать чувства утраты, и макаки в этой серии экспериментов чаще подходили как раз к тому, кто держал лишь один кусок, но иногда за жетон выдавал и второй кусок, то есть делал спецпредложение: два единицы товара по цене одного.
А ведь получить что-то бесплатно куда приятнее, чем за ту же цену лишиться половины, не так ли? BBC Дата опубликования: 07.11.2011
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/tenenbaum_jonson.jpg?page=miscell&art=2267" |
|
|