КАК ОБРАТИТЬСЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Первоначальная жалоба может быть подана лицом, заявляющим о нарушении его прав, защищаемых Европейской конвенцией и Протоколами к ней, государством, посредством самостоятельного обращения в Суд (отправка жалобы заказным письмом с уведомлением). В этом заявлении вполне достаточно будет указать лишь те сведения, на основании которых можно сделать вывод об имеющем место нарушении: в случае подачи такого заявления срок обращения устанавливается по дате его поступления в Европейский Суд.
ПРОЦЕДУРА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург, Франция).
Европейский Суд представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.
Рекомендуется при подаче жалобы гражданам обратить особое внимание на соблюдение установленных правил и выполнить все требования, предъявляемые к форме документа. Это наиболее важное условие на начальном этапе прохождения жалобы, поскольку от этого зависит, будет ли Ваше заявление принято к рассмотрению Европейским Судом по правам человека или нет.
1. Суд рассматривает жалобы (заявления), направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц (от каждого в отдельности), которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Иначе говоря, жаловаться нужно на нарушение соответствующих статей Конвенции о защите прав человека.
2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека, и которые относятся к событиям, наступившим ПОСЛЕ ратификации настоящей Конвенции этим государством (5 мая 1998 г.). Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. На это положение следует обратить особое внимание. Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений.
3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Российским гражданам надо иметь в виду то, что большинство СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ прав НЕ закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.
4. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. Это значит, что защиту прав человека должны обеспечивать, прежде всего, государственные органы в первую очередь, включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. По общему правилу, нет необходимости обращаться в Верховный Суд РФ в качестве суда последней инстанции, достаточно обратиться в местный (федеральный районный) суд 1-й инстанции, а также (обязательно!) в порядке кассации в соответствующий суд 2-й инстанции (городской, областной и др.), т. е. - постановление должно вступить в законную силу.
5. Также особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (после решения суда 2-й инстанции).
6. Суд не рассматривает жалобы, которые: 1) являются анонимными; 2) являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования; 3) являются необоснованными; 4) представляют собой злоупотребление правом подачи жалобы.
Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е., определить ее как неприемлемую, если:
- жалоба не соответствует вышеназванным правилам;
- заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
- вопрос был уже решен;
- по любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение жалобы.
Решения Суда относительно приемлемости жалоб являются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства. В случае принятия дела к рассмотрению Суд проводит расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора. Если сторона, против которой подана жалоба, не принимает удовлетворительных мер в течение установленного срока, то Комитет Министров решает большинством в две трети голосов, какие меры должны быть предприняты в связи с его первоначальным решением, и публикует доклад. Решение Комитета Министров является обязательным для исполнения страной, ратифицировавшей Европейскую Конвенцию по правам человека.
Заявитель, если его жалоба принята, может выразить пожелание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском Суде. Заявитель может быть представлен адвокатом.
Процесс рассмотрения жалобы Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Также Европейский Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.
При подаче заявления следует обратить особое внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов, где рассматривалось ваше дело. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к рассмотрению лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне. Несмотря на то, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке. Жалобы направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы направит Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.
8. Ваше письмо должно содержать следующие сведения:
а) краткое изложение Вашей жалобы;
б) указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;
в) средства защиты, которые Вы использовали;
г) список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания, и инстанций, вынесших их. Приложите к Вашему письму ксеро-фотокопии вышеупомянутых документов (эти документы не будут Вам возвращены; следовательно, Вы заинтересованы в том, чтобы посылать только копии, а не оригиналы документов).
"НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", №14(601), 3.04.2003 г.
Игорь БОЛЬШАКОВ, юрист. Дата опубликования: 11.08.2010
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/tenenbaum_jonson.jpg?page=schiller&art=2245" |
|
|