Государство должно само управлять своей собственностью
Рост доходов населения, увеличение профицита бюджета, накопление золотовалютных резервов и стабилизационного фонда, рост ВВП и прогресс прочих макроэкономических показателей, как ни печально, оказывают слабое влияние на общие тенденции ветшания производственных мощностей, спада производства, роста уровня бедности основной массы населения, усиления расслоения и социальной напряженности, обнищания общества в целом.
Финансовые реки текут в сторону 5%-10%, мягко выражаясь, граждан, которые потребляют мелкосерийный эксклюзив и не делают погоды в части роста потребления и соответственно производства товаров массового спроса, а как следствие, и промышленности вообще.
Переход к развитому капитализму от развитого социализма не имеет прецедентов в истории. И уповать на рынок и частное предпринимательство по-гайдаровски наивно и по-коховски преступно. Ориентироваться на опыт Европы и Америки проблематично. Их путь в ускоренном варианте нам не повторить. Резкие телодвижения в истории рискованны. И более десяти лет деградации общества наглядно это демонстрируют.
Но остались пока ещё легкие ходы “век воли не видать - лошадью”. В условиях пестования нечистыми на руку, так называемыми бизнесменами, нахапаного частного капитала, дикого, безнравственного предпринимательства видится единственный путь движения к относительно цивилизованному состоянию экономики и социума – здоровая конкуренция между этим частным бизнесом и пока ещё уцелевшим госсектором. Это конкуренция за грамотного специалиста, способная позитивно воздействовать на полностью неуправляемый олигархический и средний слой предпринимателей и повышающая престиж, качество и отдачу отечественного промышленного производства, научных разработок и профессионального образования.
И административные методы хозяйствования, номенклатурный стиль плановой экономики, от которых мы как от чумы бежали, применяемые в разумных пределах, в данном случае могут в качестве мягкой гомеопатии помочь больной экономике и обществу.
Внимание руководства страны, уделяемое развитию высокотехнологичных областей экономики, очевидно, не случайно. Налицо низкие темпы его развития. Связано это в первую очередь с неблагополучным положением инженерного корпуса небюджетных отраслевых научно-производственных организаций.
ФГУПы - основное место средоточения ИТР – главной рабочей лошадки ускорения развития государства, на которую возлагаются задачи разработки и освоения прогрессивной техники и технологий, совершенствования оборудования, проектирования новых машин и механизмов. Пренебрежение со стороны органов власти к небюджетным предприятиям с государственной формой собственности приводит в некоторое недоумение. Хорошо, если о существовании таковых руководители ведомств просто не догадываются. Это огромный пласт экономики. Прежде всего, это отраслевая наука - НИИ, проектно-технологические фирмы, научные лаборатории, НПО, опытно-конструкторские и изыскательские организации и их мощный в недавнем прошлом авангард - когорта фирм-разработчиков 9-ти оборонных министерств, двигатель прогресса, обеспечивающий перспективы могущества страны.
Именно этот интеллектуальный потенциал отечественного инженерно-технического состава, талант, изобретательность, пытливость его ума, способность к нестандартным решениям всегда был объектом зависти и одновременно страха у западных держав, без устали наносящих разрушающие удары (и не без успеха) именно по этой цели. И сегодня именно эта сила могла бы внести лепту в задачу удвоения ВВП. Однако для этого необходим дополнительный административный импульс.
Государственный сектор - это именно тот агент экономики, та административно управляемая сила в рыночных, конкурентных условиях, которая может быть использована, для оздоровления всех сфер общества. Госпредприятия - это те волосы, за которые мы можем тащить себя из болота.
Категория социалистического периода - “хозрасчетное предприятие”- в новых условиях приобрело уродливые формы. Прежняя, самодостаточная система ограничений, сдержек и противовесов для них канула в лету. Отсутствие государственного контроля для этих хозяйственных единиц (в значении “control”- управлять, а не в значении “check” - проверять) главный тормоз в развитии всей экономики.
Небюджетные предприятия, являющиеся государственной собственностью, находятся в настоящее время, по сути, в свободном плавании на усмотрение волюнтаристских наклонностей их директорской верхушки. А ограничения со стороны государства для администрации этих предприятий, очевидно, требуются. И, прежде всего, наиболее эффективным видится – единая государственная регламентация оплаты труда работникам небюджетных хозрасчетных научных Госпредприятий – главной движущей силе прогресса.
Государственная, законодательная опека и поддержка чисто бюджетной сферы (врачи, учителя, пенсионеры, армия, госслужащие и академическая наука) необходима, но это полдела. Эта сфера не является непосредственно созидательной. В аналогичном воздействии со стороны государства нуждаются, и, может быть в большей мере, небюджетные хозрасчетные Госпредприятия, то есть самофинансируемые за счет хоздоговоров с различными заказчиками в том числе, если повезёт, и на госзаказ.
Положительные тенденции роста минимального размера оплаты труда (МРОТ) сегодня никак не влияют на их бедственное положение. А по численности их состав, вероятно, превосходит бюджетников. Однако, если раньше государство заинтересованно участвовало в управлении такими предприятиями, устанавливая нормы, категории, показатели, расценки, тарифы (силами Комитетов по планированию, по ценам, по труду и зарплате), то сегодня они брошены, как бы в рынок, на произвол судьбы, а точнее на произвол собственных директоров. Хотя принципиально для них ничего не изменилось.
По-прежнему собственником их имущества осталось государство. Тем не менее оплата труда на них никак не регулируется этим собственником. В результате мы наблюдаем их перманентное угасание. Специалисты рассеиваются, разработки и исследования сворачиваются, страна теряет свой инженерный потенциал. Изобретательство, техническая интеллектуальная деятельность перестала быть престижной, энтузиазм, интерес к творчеству материально не подкреплён.
Выпускников ВУЗов и ВТУЗов не заманишь на профильную работу или, ещё хуже, не удержишь на Родине. Многие научные предприятия становятся чисто номинальными, обретая фиктивную направленность. Чиновничья коррупция - детские игры для страны по сравнению с директорской коррупцией. Финансовые потоки “уходят в песок”. По надуманным договорам по сговору с заказчиком без больших затрат стряпаются липовые отчеты, территория за отдельную плату сдаётся в аренду, специалисты без настоящего дела теряют квалификацию и нищают. И всё это благодаря “щедрому дару” формировать штатное расписание и тарифы единолично директору согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года “О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ “.
Тем не менее, исправить все довольно просто. Необходимо восстановить функции государственного управления на государственных предприятиях (по крайней мере, в части регламентации оплаты труда по категориям ИТР). То есть пересмотреть отдельные статьи указанного закона и обязать соответствующие службы Министерства Промышленности осуществлять формирование конкретных тарифов по заработной плате.
Такая законодательная инициатива обеспечит замедление коррупционных процессов, остановит директорскую прохиндиаду. Именно эти удельные князьки, паразитирующие на госсобственности и ни чем не ограниченные в своих хапужнических устремлениях, расшатали экономику государства. И не нужна тут никакая тотальная приватизация (- лебединая песня Минэкономразвития), которая может только навредить. Особенно для НИИ и КБ (бизнес не возьмёт на себя их проблемы.
Попадая в жесткие рамки по численности и фонду оплаты труда, Госпредприятие, если способно, будет вынуждено хорошо платить работнику, а не делать вид что платит. Сотрудники будут вынуждены (держась за денежное место) работать, а не делать вид что работают, и выполнять реальные заказы по договорам, а не “липу“ в целях обогащения дирекции за “откат” заказчику. Ну, а если не способно, тогда туда ему и дорога – банкротство, ликвидация, приватизация, продажа с молотка …
Только так можно, дать импульс развитию отечественной науки, исследованиям, техники, технологии, проектированию остановить отток специалистов за рубеж и привлечь образованное молодое поколение к созиданию и творчеству (менеджеров по продажам - пруд пруди), затормозить угрожающее расслоения и рост социального напряжения в обществе. И, что не маловажно - без бюджетных затрат.
А перспективы многообещающие:
- Это автоматическое свертывание коррупции в этой части экономики, смежной с бюджетной сферой и переход к производству реальных эффективных разработок.
- Это отсеивание серых и бездарных научных руководителей, поставленных и присосавшихся к кормушке в эпоху развитого социализма.
- Это остановка “выпадения в осадок” квалифицированных ИТР. Инженерный корпус – главная созидательная сила прогресса (наряду с чисто научными кадрами). Целевая поддержка только вдохновителей научных идей не даст желаемого результата. Голые идеи без инженерной реализации бесплодны. Приток свежих интеллектуальных сил на неблагодарную ниву немыслим. Не может и не должен опытный проектировщик, квалифицированный инженер, знающий специалист зарабатывать меньше контролера у турникетов метро или охранника.
- Это повышение престижа квалифицированного труда, интенсификация технического прогресса и рост могущества державы (за неё то и обидно).
- Это увеличение объемов отечественных разработок и занятости населения.
- Это сокращение угрожающего разрыва в доходах между незаслуженно бедными и незаслуженно богатыми и подвижка к социальной справедливости и психологическому комфорту в обществе. Борис Осьминов Дата опубликования: 07.07.2010
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/tenenbaum_jonson.jpg?page=schiller&art=2143" |
|
|