Последствия технологических нововведений (фрагмент доклада "За пределами роста").
После второй мировой войны научная основа технологии, ее мощность и сложность стали стремительно расти. Одновременно технология начинала утрачивать свою ясность, понятность, а вместе с этим и неоспоримую доступность. Сегодня оказывается, что большинство граждан больше не желает осваивать новые технологические процессы, пока не убедится, что те не имеют вредных побочных эффектов.
Когда технологическое развитие становится слишком быстрым (по крайней мере, с точки зрения значительной части общества), может возникнуть реакция, которая заставит отложить внедрение некоторых технологических процессов, или даже сказать им решительное “нет”.
Часто можно услышать, что высокоразвитые индустриальные страны движутся к “постиндустриальному” или “информационному” обществу, или к “обществу услуг”. Все эти названия отражают лишь тот или иной аспект будущего общества, сущность и структура которого совершенно неясны.
Ясно только, что будущее общество не может не быть индустриальным, потому что потребности в продуктах производства все время растут и в количественном, и в качественном отношении. А технический прогресс позволяет получать больше с меньшими затратами – все меньше людей будет занято в производстве, уменьшатся затраты энергии и традиционных минеральных ресурсов. Об этом говорил в своей недавней замечательной лекции член Римского клуба Умберто Коломбо:
“Сегодня человек приобрел способность буквально выдумывать нужные ему ресурсы. Уран, например, не был источником энергии, пока не появились ядерные реакторы. Дальнейшие разработки в области ядерной технологии направлены на использование энергии лития и воды. В обоих случаях энергию на самом деле дает не природное сырье, а технология. Кремний – основное сырье микроэлектронной промышленности, имеющей жизненно важное значение для современного мира,– тоже становится источником энергии, давая возможность фотоэлектрического преобразования солнечной энергии; этот новый источник легкодоступен и экологически надежен. Другие материалы – новые керамики, высокопрочные пластмассы и волокна – не имеют природных аналогов, они изобретены на основе научных разработок, исследований свойств и структуры твердых тел.
Сегодня не нужно смотреть на Землю как на кладовую с уникальными ценностями, которые, истратив, ничем не заменишь. Мы можем наперед планировать получение в нужное время нужных ресурсов. Современная технология все тверже опирается на науку и, как и сама наука, может принести неоценимую пользу развитым и развивающимся странам. Она позволяет отказаться от однозначных жестких решений, предоставляя на выбор наиболее выгодные в том или ином социально-экономическом и культурном контексте, учитывая традиции, потребности, опыт и силу разных стран.
Сейчас в нашем распоряжении появился целый рад новых технологий, связанных с микроэлектроникой и информатикой, новые биотехнологии; развивается производство новых материалов, робототехника, автоматизированное проектирование и производство, применение лазеров, новые способы освоения океана и космического пространства. Самопроизвольно распространяясь и обогащая друг друга, возникающие в 80-х годах технологии способны проникать во все сферы экономики. Они порождают невероятное число нововведений в области производства, услуг, организации, сбыта”.
Было бы серьезным заблуждением считать, что в будущем “информационном обществе” потребление информации заменит потребление энергии и продуктов производства. Способности, возможности и желания человека поглощать информацию слишком ограничены и не позволят переваривать больше “томов на душу населения”, чем в наши дни.
Хотя список электронных распределителей быстро растет, объем информации, которую люди внимательно изучают, увеличивается по-прежнему медленно: уже сегодня объем накопленной информации более чем в три раза превышает объем затребованной. В обществе, перегруженном информацией, люди не смогут оценивать ее истинное значение.
С появлением тысяч доступных источников информации уже не столь важно давать людям – молодым или зрелым – большие объемы фактических знаний, которые часто устаревают за несколько лет. Скорее, нужно прививать им способность к оценке и практическому применению информации в реальном мире. Но наши школьные и университетские методы обучения находятся в самом жалком состоянии. Натаскивая учащихся в узких дисциплинах, они уводят их от сложного системного существования нашей природной и социальной среды, не думают об опережающем обучении, не учат сотрудничеству, что так необходимо в быстро меняющемся мире, обремененном проблематикой, справиться с которой можно только совместными объединенными усилиями. Образование и профессиональная подготовка – краеугольные камни плодотворной передачи технологии развивающимся странам в будущем, поэтому высокоразвитые индустриальные страны должны помочь им основать собственные банки данных и соответственно реорганизовать систему обучения.
Я не сомневаюсь, что высокоразвитые индустриальные страны преодолеют свои проблемы, нынешние и те, что возникнут в будущие переходные десятилетия,– при условии сохранения мира. Однако социальная неустойчивость, поразившая сегодня даже благополучные страны вследствие массовой безработицы, действительной или воображаемой социальной несправедливости, часто связанной с откровенно антидемократическими выступлениями радикальных группировок, такова, что разумно справиться с нею может только политическая элита, которая понимает или, по меньшей мере, догадывается о глубоких скрытых причинах этой неустойчивости. К подобным неустойчивым процессам можно причислить и технический прогресс – важнейшую движущую силу социальных перемен, силу, которая играет решающую роль. Эдуард Пестель Дата опубликования: 11.05.2010
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/tenenbaum_jonson.jpg?page=schiller&art=1999" |
|
|