Ведение информационной войны: взгляды военного руководства США
Развитие мирового сообщества наглядно демонстрирует, что в последнее время критически важным государственным ресурсом, оказывающим все большее влияние на национальную безопасность, становится информация, циркулирующая в автоматизированных системах управления и связи. Данные системы являются неотъемлемым компонентом структуры управления государством, экономикой, финансами и обороной. Ускоренное развитие компьютерных технологий не только в значительной мере способствовало повышению эффективности их функционирования, но и открыло дополнительные возможности для преднамеренного деструктивного воздействия на них противостоящей стороны.
В сложившейся обстановке ряд развитых западных государств, и в первую очередь США, в начале 90-х годов вплотную приступили к изучению и проработке проблем, связанных с противоборством в информационной сфере, или так называемой «информационной войной» (ИВ). По утверждению американских специалистов, отдельные положения концепции «информационная война» уже в течение длительного времени реализуются США на политическом уровне в основном в форме психологической войны, которая внесла свой вклад в развал СССР и Организации Варшавского Договора.
В США под этим термином понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, ее политическое и военное руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для Соединенных Штатов решений, а в ходе войны полностью парализовало структуру управления противника. Одновременно с наступательным воздействием информационное противоборство предполагает обеспечение надежной защиты национальной информационной инфраструктуры США.
В настоящее время разработанная Пентагоном концепция ведения информационной войны реализуется на двух уровнях: государственном и военном.
На государственном уровне цель информационного противоборства в широком смысле слова заключается в ослаблении позиций конкурирующих государств, подрыве их национально-государственных устоев, нарушении системы государственного управления за счет информационного воздействия на политическую, дипломатическую, экономическую и социальную сферы жизни общества, проведения психологических операций, подрывных и иных деморализующих пропагандистских акций.
Информационные операции (ИО) на данном уровне могут решать задачи защиты национальных интересов США, предупреждения международных конфликтов, пресечения провокационных и террористических акций, а также обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов.
На военном уровне информационные операции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в масштабах вооруженных сил страны, их видов, объединенных командований в зонах, и являются составной частью военных кампаний (операций). Они направлены на достижение информационного превосходства над противником (в первую очередь в управлении войсками) и защиту своих систем управления. Для этого могут использоваться любые военные и технические силы и средства, имеющиеся в распоряжении, при формальном соблюдении правовых, моральных, дипломатических, политических и военных норм. Перед ВС впервые поставлена задача воздействия на противника еще в угрожаемый период (до начала активных боевых действий) с тем, чтобы обеспечить выгодную для США направленность процессов управления и принятия решений противостоящей стороной.
Такое распределение задач, по оценке американских экспертов, должно обеспечить необходимую эффективность проведения мероприятий в рамках информационного противоборства, которое в теории и практике военного строительства в Соединенных Штатах стало рассматриваться в качестве особой формы межгосударственных отношений после анализа итогов войны в зоне Персидского залива.
В декабре 1992 года основные положения концепции информационного противоборства применительно к деятельности ВС были сформулированы в общем виде в директиве министра обороны США № TS-3600.1 «Информационная война». В ней ставились задачи объединенному штабу КНШ и штабам видов вооруженных сил по разработке новой концепции. Эта работа была завершена к концу 1993 года и нашла свое отражение в директиве председателя КНШ МОР № 30-93. В ней идеи информационного противоборства были трансформированы для ВС в концепцию «борьбы с системами управления» (БСУ). В директиве КНШ БСУ определялась как «комплексное проведение по единому замыслу и плану психологических операций, мероприятий по оперативной маскировке, радиоэлектронной борьбе и физическому уничтожению пунктов управления и систем связи с целью лишения противника информации, вывода из строя или уничтожения его систем управления при одновременной защите своих от аналогичных действий».
Директива МОР № 30-93 фактически выделила борьбу с системами управления в самостоятельный вид оперативного обеспечения боевой деятельности войск. Теория борьбы с системами управления получила свое дальнейшее развитие в Едином уставе КНШ № 3-13.1 1995 года «Совместные действия разнородных сил по борьбе с системами управления противника».
В последующем, по мере развития компьютерных технологий и в связи с наметившимися тенденциями к повышению роли информации во всех сферах жизни современного общества, в том числе и в военном деле, американское командование было вынуждено более широко взглянуть на проблему информационной войны.
В документе КНШ ВС США «Единая перспектива-2010», определившем основные направления развития оперативно-стратегических концепций применения вооруженных сил в XXI веке, подчеркивалось, что главной чертой вооруженной борьбы в следующем столетии будет перенос акцента в сферу информационного противоборства и достижение «информационного господства» станет обязательным условием победы над любым противником. Эти же положения содержит и выпушенный в 2000 году очередной документ КНШ «Единая перспектива-2020»
Дальнейшее свое развитие концепция информационного противоборства получила в инструкции КНШ 3210.01 А «Концепция информационных операций 3 объединенных группировок вооруженных сил» от 1996 года, Едином уставе КНШ № 3-13 «Доктрина совместных действий по проведению информационных операций», директивах, уставах и наставлениях штабов видов вооруженных сил 1998-го. В этих документах говорится, что информационные операции являются более широким понятием, нежели борьба с системами управления (БСУ), но не подменяют его. Задача БСУ как самостоятельного вида боевого обеспечения — борьба с системами управления и связи как с целевыми объектами, а цель проведения информационных операций — воздействие на информационные системы противника и циркулирующую в них информацию или уничтожение их При организации информационных операции действия по БСУ централизованно интегрируются в них и становятся их неотъемлемыми элементами.
В перечисленных документах определены цели, задачи и основные принципы информационного противоборства, обязанности руководящих органов и должностных лиц по их организации и планированию в мирное время и в условиях кризисной обстановки. Кроме того, в них перечислены требования к разведывательному обеспечению информационных операций, а также к подготовке личного состава, обеспечивающего их планирование и проведение.
Военное руководство США считает, что эффективное информационное противоборство должно обеспечить командирам (командующим) возможность навязать противостоящей стороне ложное видение обстановки, принудить ее к ведению военных действий в невыгодных для нее условиях. Это достигается в основном благодаря проведению комплекса мероприятий, позволяющих, с одной стороны, нарушить процесс принятия решений противником, а с другой — обрабатывать информацию по циклу принятия решений в своей системе управления эффективнее и быстрее, чем это может сделать командующий противостоящей группировкой войск.
Практическая реализация концепции информационного противоборства осуществляется путем проведения информационных операций, которые представляют собой комплекс мероприятий, имеющих целью оказать воздействие на информацию и информационно-управляющие системы (ИУС) противника при одновременной защите своей информации и информационных систем. Они являются важным фактором в достижении и удержании информационного превосходства в ходе операций объединенных группировок ВС. Информационная война представляет собой соответствующую операцию, проводимую в период кризисной ситуации или конфликта (включая войну) для достижения специфических целей над специфическим противником или противниками. Применительно к информационным операциям термин «противник» рассматривается в более широком смысле. Под ним подразумеваются организации, группы лиц или отдельные лица, принимающие решения либо осуществляющие действия, направленные на срыв выполнения задач, поставленных перед командованием объединенных вооруженных сил.
Подготовка и проведение информационных операций связаны с согласованием и разрешением на уровне национального военно-политического руководства страны комплекса вопросов законодательного и политического характера. ИО проводятся на всех уровнях военных действий, границы между которыми зачастую носят условный характер.
На стратегическом уровне такие операции проводятся по решению военно-политического руководства страны и призваны обеспечить достижение национальных стратегических целей. В ходе их осуществляется воздействие на все элементы государственного устройства потенциальных противников (политические, военные, экономические и информационные) при одновременной защите своих государственных структур. Для достижения целей ИО на этом уровне должна обеспечиваться высокая степень координации между военными органами и правительственными учреждениями и ведомствами США, а также союзниками и партнерами по коалиции.
На оперативном уровне ИО проводятся для обеспечения успешного хода операции или кампании в целом или решения главных задач операции. Их цель — воздействие на линии связи, системы тылового обеспечения и боевого управления вооруженными силами противника при одновременной защите аналогичных систем, как своих ВС, так и союзников. Информационные операции, проводимые на этом уровне, могут способствовать достижению стратегических целей.
Информационные операции на тактическом уровне проводятся с целью обеспечения решения тактических задач. Они сосредоточены на воздействии на информацию и информационные системы, такие, как системы связи, боевого управления, разведки и другие, непосредственно обеспечивающие ведение боевых действий соединениями и частями противника при одновременной защите как систем своих, так и союзников.
В основу концепции информационного противоборства заложена обоюдная зависимость (уязвимость) США и их потенциальных противников от информации и информационных систем. В связи с этим при ее реализации рассматриваются два аспекта деятельности — воздействие на информационную инфраструктуру противника и защита своей собственной информационной среды. Соответственно все информационные операции подразделяются на наступательные и оборонительные.
Наступательные информационные операции представляют собой комплексное проведение по единому замыслу и плану мероприятий по оперативной маскировке, радиоэлектронной борьбе, программно-математическому воздействию на ИУС, физическому уничтожению (выводу из строя) объектов информационной инфраструктуры, а также психологических и специальных ИО. В ходе таких операций принимаются меры, оказывающие воздействие на сознание людей и направленные на срыв процесса принятия решений, а также действия с целью нарушения работы или уничтожения элементов информационной инфраструктуры. Новым элементом наступательных информационных операций в сравнении с концепцией борьбы с системами управления являются специальные ИО и мероприятия по программно-математическому воздействию на компьютерные сети противника.
Оборонительные информационные операции представляют собой взаимосвязанные процессы по защите информационной среды, вскрытию признаков нападения, восстановлению боеспособности и организации ответных действий на агрессию (нападение). Их основными элементами являются: обеспечение физической безопасности информационной инфраструктуры, безопасности информации и скрытности действий войск (сил); вскрытие мероприятий по оперативной маскировке противника; контрпропаганда; контрразведка; радиоэлектронная защита и специальные информационные операции.
Оборонительные информационные операции должны обеспечивать своевременность и точность передачи данных, гарантированный доступ к ним пользователей в условиях информационного воздействия противника. В ходе их предусматривается проведение мероприятий по восстановлению боеспособности информационных систем.
Наступательные и оборонительные информационные операции могут проводиться по единому замыслу и плану и взаимно дополнять друг друга. Они ориентированы на одни и те же объекты воздействия, в качестве которых могут выступать:
- органы управления государства и его вооруженных сил;
- ИУС гражданской инфраструктуры (телекоммуникационные, включая средства массовой информации, транспортные, энергетического комплекса, финансового и промышленного секторов);
- управляющие элементы военной инфраструктуры (системы связи, разведки, боевого управления, тылового обеспечения, управления оружием);
- линии, каналы связи и передачи данных;
- информация, циркулирующая или хранящаяся в системах управления;
- общество в целом (как гражданское население, так и личный состав вооруженных сил), его государственные, экономические и социальные институты;
- руководящий состав и персонал автоматизированных систем управления, участвующий в процессе принятия решений.
В период проведения миротворческих операций объектами воздействия могут быть также военизированные, партизанские и политические организации, религиозные и социальные группы, отдельные лица, открыто или тайно выступающие против присутствия вооруженных сил США или союзников и препятствующие выполнению ими своей миссии.
По оценке американских экспертов, эффект целевого информационного воздействия на противника сравним с применением ОМП и угроза подвергнуться такому воздействию может стать важным фактором сдерживания потенциального агрессора. По их мнению, эффективность этой угрозы прямо пропорциональна уровню технологического развития и масштабам использования компьютерной техники в системах управления государством.
Являясь по своему характеру комплексным процессом, информационная операция представляет собой интегрированное, согласованное по времени использование различных средств и методов, ориентированных на достижение определенной общей цели.
Основу достаточно богатого и постоянно совершенствуемого арсенала методов ведения информационной войны в ВС США составляют как исторически хорошо зарекомендовавшие себя меры, связанные с использованием традиционных видов оперативного (боевого) обеспечения войск (сил), так и новые способы подобного воздействия на противника.
При проведении наступательных информационных операций основными традиционными методами являются психологические операции и мероприятия по оперативной маскировке, издавна применявшиеся для оказания влияния на сознание людей в процессе принятия ими решений, а также такие действия, как радиоэлектронное подавление и использование средств физического уничтожения, направленные на нарушение функционирования или уничтожение элементов информационной инфраструктуры. К достаточно новым методам в данном случае можно отнести программно-математическое воздействие на компьютерные сети противника и специальные информационные операции. Существует также множество других способов и действий, которые могут интегрироваться при проведении различного рода операций. Некоторые из них носят наступательный характер, другие — оборонительный. По мнению американских специалистов, их совместное использование крайне важно для достижения успеха в ходе проведения как оборонительных, так и наступательных операций.
Психологические операции представляют собой мероприятия по распространению специально подготовленной информации с целью оказания воздействия на эмоциональное состояние, мотивацию и аргументацию действий, принимаемые решения и поведение отдельных руководителей, организаций, социальных или национальных групп и отдельных личностей иностранных государств в благоприятном для США и их союзников направлении. Они могут быть стратегическими, оперативными и тактическими по своим масштабам и их проведение может обеспечиваться мероприятиями оперативной маскировки.
На стратегическом уровне психологические операции могут проводится в форме пропаганды определенных политических или дипломатических позиций, официальных заявлений либо сообщений руководителей государства.
На оперативном уровне такие операции могут проводиться в виде распространения листовок, с помощью радио- и телевещания, вещания с использованием средств громкоговорящей связи, а также других средств для передачи информации, содержащей призывы, побуждающие личный состав вооруженных сил противника к массовому саботажу, дезертирству, бегству или капитуляции.
На тактическом уровне проведение психологических операций предполагает использование громкоговорящей связи и других средств для нагнетания страха, разжигания разногласий и роста неповиновения в рядах противника.
Воздействие на политических и военных лидеров, а также на руководителей (наиболее заметных представителей) СМИ, культуры и искусства противостоящей стороны является важным аспектом информационного противоборства в целом и психологических операций в частности. В этой связи в США особое внимание уделяется созданию коллективных и индивидуальных моделей поведения представителей высшего и среднего звена государственного и военного руководства, в частности составление психологических портретов на руководителей (в войсках — до командира соединения включительно).
Для изучения военачальников потенциального противника и составления их психологических портретов широко используются открытые источники, агентурные данные, а также мероприятия в рамках военного обмена, масштаб которого военно-политическое руководство США настойчиво стремится расширить.
Мероприятия по оперативной маскировке (в США этим термином обозначается дезинформация и введение противника в заблуждение — прим. ред.) проводятся под руководством командующих объединенными группировками войск (сил). Их содержанием является оказание воздействия на органы принятия решений противника через его системы сбора, анализа и распределения информации путем предоставления им заведомо ложной информации и скрытия признаков реальной деятельности войск (сил). Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы запутать, дезинформировать разведывательные органы противника, заставить их делать неправильные выводы и, как следствие, добиться от военного руководства противника неверных действий. Эти мероприятия позволяют также опередить противника в принятии решения, что является ключом к успеху любой операции.
Оперативная маскировка предполагает применение следующих способов:
- дезинформация — распространение заведомо ложной информации о составе, состоянии, дислокации, боеготовности своих войск, их группировках, характере и способах решения задач, планах, предназначении и состоянии военной техники и объектов;
- имитация — воспроизведение правдоподобных демаскирующих признаков, характерных для реальной деятельности войск (объектов), создание радиоэлектронной обстановки с использованием имитаторов, радиотехнических устройств, ложных сооружений и объектов, макетов военной техники и т. д.;
- демонстративные действия — преднамеренный показ противнику специально выделенными силами и средствами активной деятельности в целях его дезориентации и скрытия истинных намерений организаторов;
- обеспечение скрытности действий — определение признаков, распознаваемых разведывательными системами противника и позволяющих ему на основе их анализа получать особо важную и своевременную информацию; выбор и проведение мероприятий, которые обеспечивали бы скрытие этих признаков и тем самым снижали бы до приемлемого уровня уязвимость союзников от действий разведки противника.
Мероприятия по оперативной маскировке обычно проводятся одновременно с другими, обеспечивающими действия объединенных сил. Планирование этих мероприятий осуществляется сверху — вниз с тем, чтобы планы по введению противника в заблуждение подчиненных звеньев поддерживали и обеспечивали аналогичные планы вышестоящего командования. В вышестоящем звене оно предполагает использование частей и подразделений самого нижнего уровня, хотя сами их командиры и их непосредственные начальники могут не знать содержания общего плана мероприятий. Поэтому в таких случаях важным является координация планов мероприятий по введению противника в заблуждение командиров нижестоящих частей и подразделений со старшим начальником.
Успех проведения мероприятий по оперативной маскировке в определяющей степени зависит от эффективности разведывательного обеспечения. Разведка в этом случае осуществляет вскрытие объектов противника, в отношении которых замышляются эти действия, оказывает помощь в разработке правдоподобной версии, предлагаемой для дезинформации, выборе наиболее перспективных объектов для реализации дезинформации и оценивает эффективность проведенных мероприятий.
Радиоэлектронная борьба подразделяется на радиоэлектронное подавление, радиоэлектронную защиту и радиоэлектронное обеспечение. Радиоэлектронное подавление представляет собой действия наступательного характера, предпринимаемые с целью дезорганизовать, нейтрализовать или снизить возможности противника по эффективному использованию им радиоэлектронных систем в различных звеньях управления вооруженных сил. Радиоэлектронная защита предусматривает такие действия, как защита своих радиоэлектронных средств (РЭС) от помех, создаваемых противником, и осуществление контроля (наблюдения) за работой (РЭС) союзников, с целью исключения их взаимного влияния друг на друга. Радиоэлектронное обеспечение представляет собой действия, направленные на обнаружение, идентификацию и определение местоположения РЭС противника, которые могут являться как источниками получения разведданных, так и источниками информационных угроз.
При принятии решения об использовании средств радиоэлектронного подавления учитываются не только цели кампании или операции, но также и риск от возможных ответных действий противника. Для достижения максимального эффекта операции обязательным условием является тесная координация действий сил и средств РЭБ с другими мероприятиями по обеспечению информационных операций, проводимыми разведкой и связью.
Физическое уничтожение элементов информационной инфраструктуры рассматривается как проводимые в ходе ИО действия по применению средств огневого поражения и физического уничтожения с целью вывода из строя ключевых элементов системы управления и связи противника.
Программно-математическое воздействие на компьютерные сети (компьютерная атака) определяется как действия с применением аппаратно— программных средств, направленные на использование, искажение, подмену или уничтожение информации, содержащейся в базах данных компьютеров и информационных сетей, а также на снижение эффективности функционирования либо вывод из строя самих компьютеров и компьютерных сетей.
Способы программно-математического воздействия по вполне понятным причинам не являются достоянием широкой гласности и описываются в специальной грифованной литературе, предназначенной для ограниченного круга заинтересованных лиц. Что касается средств такого воздействия, а работы в области их создания ведутся в США с 1990 года, то их можно подразделить на следующие:
- «Логические бомбы» — скрытые управляющие программы, которые по определенному сигналу или в установленное время приходят в действие, уничтожая или искажая информацию, воспрещая доступ к тем или иным важным фрагментам управляемого информационного ресурса либо дезорганизуя работу технических средств. В АСУ войсками и оружием подобное вмешательство даже в течение короткого времени может коренным образом повлиять на ход и исход боя, операции.
- Компьютерные вирусы, представляющие собой специализированные программные продукты, которые способны воспроизводить «логические бомбы» (обладая при этом еще большей разрушающей силой) и внедрять их дистанционно в информационные сети противника. Кроме того, вирусы способны самостоятельно размножаться, то есть копировать себя на магнитных носителях.
- Программные продукты типа «троянский конь» — программы, внедрение которых позволяет осуществлять скрытый несанкционированный доступ к информационному массиву противника для добывания разведданных.
- Нейтрализаторы тестовых программ, обеспечивающие сохранение естественных и искусственных недостатков программного обеспечения.
- Преднамеренно созданные, скрытые от обычного пользователя интерфейсы для входа в систему. Они, как правило, сознательно вводятся в программное обеспечение программистами-разработчиками с корыстными или диверсионно-подрывными целями.
- Малогабаритные устройства, способные генерировать электромагнитный импульс высокой мощности, обеспечивающий вывод из строя радиоэлектронной аппаратуры.
Кроме того, большое внимание уделяется созданию новых средств воздействия на системы связи, сбора и обработки информации. Так, с начала 90-х годов осуществляется переход к использованию необнаруживаемых помех интеллектуального воздействия (блокировка ключевых элементов сообщения, например, названий и координат пунктов, времени действия с одновременным вводом ложных ключевых элементов). Такие системы базируются на автоматизированном анализе структуры сообщений, отслеживании ключевых слов, синтезировании речи в реальном масштабе времени.
К действиям, обеспечивающим проведение информационных операций, относятся и мероприятия по организации связи с гражданской администрацией и населением, а также по связи с общественностью, проводимые соответствующими службами вооруженных сил.
Подразделения по связи с гражданской администрацией непосредственно ориентированы на действия, обеспечивающие взаимную поддержку при проведении психологических операций.
Декларативно задачи службы по связям с общественностью заключаются в следующем: оперативное доведение точной и своевременной информации о проводимой кампании (операции) до заинтересованных организаций и общественности; разъяснение целей и задач, решаемых вооруженными силами; предоставление командованию каналов СМИ для информирования противника (потенциальных противников) о намерениях и возможных действиях союзных войск. При этом утверждается, что все эти действия не могут применяться для введения противника в заблуждение или для дезинформации общественности. На практике, однако, возможности этой службы широко используются для формирования мирового общественного мнения в выгодном для США отношении за счет выборочной и дозированной подачи информации.
В целом концепция информационного противоборства в том виде, в каком она реализуется в ВС США, не является новым понятием для российского военного искусства. Теоретические основы информационного противоборства достаточно полно раскрыты в российской военной науке через понятия «борьба с системами управления противника», «радиоэлектронная война», «завоевание господства в эфире», «психологическая война», «дезинформация», «военная хитрость» и т. п. «Новизна» американского подхода к теории информационного противоборства заключается в комплексном использовании военно-теоретических разработок по данной тематике и своих технологических достижений в области информатики.
В настоящее время США, обладая значительным преимуществом в области разработки и использования новейших радиоэлектронных систем и компьютерных технологий и основываясь на постулатах новой концепции, стремятся закрепить за собой доминирующую роль не только в политической, экономической и военной сферах, но и в мировой информационной инфраструктуре.
Источник:
Зарубежное военное обозрение. № 1, 2001.
В. Жуков. Дата опубликования: 10.04.2010
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/tenenbaum_jonson.jpg?page=schiller&art=1028" |
|
|