Этот вопрос занимает особое место в средствах массовой информации, однако, определённых объяснений этого явления до сих пор нет. Не вносит в него ясности и достаточно информативная статья историка Юрия Финкельштейна о Симоне Петлюре и Парадоксе антисемитизма. Автор этих строк предлагает начать обсуждения этого вопроса. С этой целью представляется целесообразным изложить основные положения выдающегося русского философа Н. А. Бердяева из его статьи "Христианство и антисемитизм".
Автор заранее предупреждает, что все основополагающие мысли, изложенные в статье принадлежат А. Н. Бердяеву, а он лишь пытается сгруппировать и сформулировать их
1. Виды антисемитизма.
1.1. Эмоциональный антисемитизм.
Этому виду А. автор не уделяет серьёзного внимания. Он резонно считает, что он, в какой-то мере ушёл в прошлое, хотя и занимает среди европейских антисемитских движений определённое место. Комический тип местечкового еврея, неряшливо одетого, с пугливым и угодливым выражением лицапочти исчез. В современных условиях такой тип крайне редок. Однако, по инерции среди некоторых европейцев этот вид А. продолжает оставаться и сегодня. С этим, как замечает Н.А. Бердяев, "не связывается никакой идеологии".
1.2. Расовый антисемитизм.
Возникновение и наибольшее развитие получил в Германии. "Германия - пишет автор, - классическая страна этой идеологии, её можно найти и у великих немцев, например, у Лютера, у Фихте, у Р. Вагнера." К этому можно лишь добавить, что наибольшее развитие и практическое воплощение он и нашел в этой стране в период господства гитлеризма. Из неё он распространился практически по всей Европе. Автор подчёркивает его несовместимость с христианством. Он пишет, что расизм "не выдерживает критики с трёх точек зрения: с религиозной, моральной и научной. Сравнивая расизм с экономическим материализмом ( под этим автор понимает теорию классовой борьбы - И.К.) он пишет, что " расовая идеология представляет собой большую степень дегуманизации, чем классовая пролетарская идеология. С классовой точки зрения человек всё-таки может спастись, изменив своё сознание. С расовой точки зрения еврею нет спасения. … Избранная арийская раса есть миф, созданный Гобино ." Далее автор утверждает, что "единственный серьёзный расизм, существовавший в истории, есть расизм еврейский. Соединение религии с кровью и национальностью, вера в избранность народа, охранение чистоты расы - всё это древнееврейского происхождения, внесено евреями. … Но есть разница между еврейским и германским расизмом. Еврейский расизм был универсально мессианским, он вынашивал универсальную религиозную истину. Германский же расизм есть агрессивный, мирозавоевательный партикуляризм ".
1.3. Экономический антисемитизм.
Автор не останавливается подробно на этом виде А., считая, что он очевиден. Если кратко сформулировать его суть, она заключается в особом таланте евреев к проведению различных экономических операций. Это было известно ещё в дохристианский период, но после установления христианства, благодаря тому, что христианская мораль неодобрительно относилась к финансово-торговой деятельности, евреи заняли в этом роде деятельности значительное место.
1.4. Политический антисемитизм.
В случае различных неудач в политике евреев часто обвиняют. Например, царские генералы обвиняли евреев Черты Оседлости в предательстве. Были даже предприняты репрессивные меры по выселению евреев из фронтовой зоны. Французские власти обвиняли евреев в содействии немцам. В самое последнее время советская власть обвиняла многих евреев в антисоветской деятельности в интересах Израиля. Идеологи белого движения обвиняли евреев в проведении революции в России и в своих поражениях в Гражданской войне. "Нет ничего легче - пишет Н.А. Бердяев, - как убедить людей низкого уровня сознательности, что во всём виноваты евреи."
1.5. "Пробивной" антисемитизм.
Это название отсутствует у Бердяева, но он объясняет, что евреев часто обвиняют в том, что они достигли больших успехов в различных видах деятельности: науке, философии, производственной деятельности, музыке, СМИ и т.д. "Есть только один способ борьбы против этого, - пишет Бердяев, - делайте сами великие открытия, будьте великими учёными и философами." Но дело в том, что антисемиты обычно часть успеха приписывают хитрости и пробивной силе евреев.
1.6. Капиталистическо-социалистический антисемитизм.
Автор имеет в виду, что евреев часто обвиняют и в способствовании возникновению капитализма и в том же относительно социализма. Здесь автор имел в виду недовольство народа тяжёлой формой эксплуатации на ранней стадии капитализма и жестокостями и несправедливостями при установлениями социализма в некоторых странах. Автор ссылается на известную книгу Зомберта. Он пишет. "Бесспорно, евреи играли немалую роль в этом процессе, бесспорно, в их руках сосредотачивались большие капиталы. Этому способствовали выработанные историей свойства евреев. Еврейский народ создал тип ростовщика и банкира, но он же создал тип идеалиста, беззаветно преданного идее бедняка, живущего исключительно высшими интересами. … Маркс и Ротшильд, оба евреи, непримиримые враги и в одном заговоре участвовать не могут."
1.7. Религиозный антисемитизм.
Автор считает его "самым серьёзным, единственно заслуживающим рассмотрения." "Евреи, - пишет далее автор, - признавались расой отверженной и проклятой не потому, что это низшая раса по крови, враждебная всему остальному человечеству, а потому, что они отвергли Христа…. Юдаизм же есть чистый монотеизм. … Христианство есть измена монотеизму. … Человек не может быть Богом, человек может быть пророком Божьим, Мессией, но не Богом. … В этом завязка мировой религиозной трагедии. Никто не мог увидеть лица Бога и остаться в живых. А тут вдруг говорят, что Бог имеет человеческое лицо. … Богоуничтожение представлялось кощунством, изменой древней вере в величие и славу Бога. … И вот на протяжении всей христианской истории раздаётся обвинение, что евреи распяли Христа." В то время автор не знал о решении Ватиканского собора 1965 г., пересмотревшего легенду о том, что евреи распяли Христа. Пока это касается лишь христиан-католиков. Ни протестанты ни православные не присоединились к решениям Второго Ватиканского собора.
Далее автор пишет. "Когда проклинают и гонят евреев за то, что они распяли Христа, то явно стоят на точке зрения родовой мести, которая очень свойственна древним народам, в том числе и народу еврейскому."
Вспомним, что писал по поводу легенды о требовании иудеями казни Христа другой известный русский философ В.С. Соловьёв. Он принимает эту легенду, но противопоставляет ей другую информацию из Библии. ""Кровожадная толпа, собравшаяся у Голгофы, состояла из иудеев; но иудеи же были и те три тысячи, а потом пять тысяч человек, которые по проповеди апостола Петра крестились и составили первоначальную христианскую церковь, Иудеи были Анна и Каиафа, иудеи же Иосиф и Никодим. К одному и тому же народу принадлежали и Иуда, предавший Христа на распятие, и Пётр и Андрей сами распятые за Христа. Иудей был Фома не верующий в воскресение, и не переставал быть иудеем Фома, уверовавший в Воскресшего и сказавший ему : Господь мой и Бог мой! Иудей был Савл, жесточайший гонитель христиан, и иудеем из иудеев остался Павел, гонимый за христианство и паче всех потрудившийся для него. И что больше и важнее всего Он Сам, преданный и убитый иудеями Богочеловек Христос. Он Сам, по плоти и душе человеческой, был чистейшим иудеем."
Вот какая путаница осаждалась в течение многих веков в головах христиан и конденсировалась в виде антисемитизма. Но простой народ формулировал это просто - "Еврей есть злейший враг!"
После Холокоста и осуждения фашистских преступников против человечности, включая сюда и преступления на почве антисемитизма, этот вопрос в развитых странах "несколько поостыл". Зато он с необычайной силой возродился в мусульманском мире. Здесь, правда, термин "антисемитизм", возникший в 19 веке в Германии, не совсем подходит (арабские народы тоже относятся к расе семитов - И.К.), но, поскольку он уже стал привычным для определения комплекса явлений, автор считает целесообразным продолжать пользоваться им. После утверждения ислама на огромных территориях вначале политика его адептов по отношению к евреям и христианам было терпимой. Во времена потомков Мухаммеда - Омейядов для них был установлен статут зимми, т.е. покровительствуемых. Находясь под покровительством мусульман эти народы должны были соблюдать 12 принципов. Шесть принципов были основными, за нарушение которых полагалась смертная казнь и шесть принципов требовали кары лишь штрафами. Поскольку современные европейцы и американцы мало знакомы с ними приведём их краткое содержание. Вот шесть принципов, за которые полагается смертная казнь.
1. Запрещается подвергать Коран насмешкам и критике или искажать его текст
2. Запрещается говорить о Пророке лживые и презрительные слова.
3. Запрещается говорить об исламской религии непочтительно и насмешливо.
4. Запрещается притрагиваться к мусульманской женщине или жениться на ней.
5. Запрещается пытаться отвратить мусульманина от его веры и посягать на его жизнь и имущество.
6. Запрещается оказывать помощь врагу или укрывать шпионов.
Другие шесть условий караются штрафами и более лёгкими наказаниями.
1. Зимми должны носить гийар, отличительный знак.
2. Им не следует строить дома, более высокие, чем у мусульман.
3. Не следует громко звонить в колокола и громко читать свои священные тексты.
4. Не следует пить вино и показывать кресты.
5. Хоронить мертвецов следует в тишине, чтобы не было слышно плача и возгласов.
6. Не пользоваться лошадьми, а ездить лишь на мулах и ослах.
Кроме этого зимми должны платить налог в двух различных формах: харадж - основной налог и джизия, взимаемая с взрослых мужчин, носящих бороду.
Как очевидно, подобные законы не соответствуют демократическим принципам современного мира.
Свою классификацию видов антисемитизма дал и писатель В.С. Гроссман в своей книге "Жизнь и судьба". Вот она.
1. Идейный антисемитизм.
2. Внутренний антисемитизм.
3. Скрытый антисемитизм.
4. Исторический антисемитизм.
5. Бытовой антисемитизм.
6. Физиологический антисемитизм.
Гроссман не раскрывает подробно каждый из видов, считая, что это и так понятно. Он же называет и формы, в которых проявляется современный антисемитизм: индивидуальный, общественный, государственный. Кроме того, Гроссман даёт весьма ёмкое и точное определение антисемитизма. Приведём его. "Антисемитизм есть выражение бездарности, неспособности победить в равной жизненной борьбе, всюду - в науке, в торговле, в ремесле, в живописи. Антисемитизм - мера человеческой бездарности…. Антисемитизм есть выражение несознательности народных масс, неспособных разобраться в причинах своих бедствий и страданий. … Антисемитизм - мерило религиозных предрассудков, тлеющих в низах общества."
Индивидуальный антисемитизм, по мнению В.С. Гроссмана, сводится к отвращению к внешности еврея, его речи, его пище. Бытовой антисемитизм - свидетельствует, что в мире существуют дураки и неудачники, Общественный антисемитизм проявляется в прессе, в бойкоте еврейского труда, либо еврейских товаров, в религии, в идеологии. Государственный антисемитизм на первой стадии проявляется в дискриминации, в ограничении места жительства, профессии, праве занимать высшие должности, праве поступать в учебные заведения и получать научные степени. Он может переходить в истребительный антисемитизм, как это было в Германии.
2. Особенности современного антисемитизма.
На одном из самых популярных еврейских сайтов - "7-40" появилась статья Юрия Финкельштейна "Загадка Симона Петлюры или Парадокс антисемитизма". Историческая информация, приводимая автором весьма интересна. Во второй части статьи автор пытается найти ответ на вопрос: "за что данный человек, которому евреи ничего не сделали, так их ненавидит?" И утверждает, что "в основе антисемитизма лежит групповая историческая память…. Память о погромах, травле, поруганных и растерзанных, ограбленных и утопленных, заживо сожженных и изрубленных в куски." Далее он пишет. "Возникает стремление смыть старые преступления новой кровью. Этого требует больная совесть, раздражённая воспоминаниями о подвигах отцов, дедов, прадедов - ведь грех их считать преступниками; они карали "христопродавцев", мстили за кровь христианских младенцев или, на худой конец, просто "гуляли". Потребность оправдать своих предков, свою историю, а затем уж и самих себя столь велика, что любые аргументы идут в ход и используется даже людьми высокого интеллекта".
При этом сразу всплывает из памяти книга знаменитого русского писателя А.И. Солженицына "Русские и евреи". Возникает в памяти и расправы запорожцев с евреями, описанные Гоголем в "Тарасе Бульбе".
В заключение автор этих строк хотел бы поделиться своими наблюдениями о проявлениях антисемитизма в СССР, с которым он сталкивался в течение 60 лет своей жизни там. Могу отметить, что число антисемитских выходок и противоположных им проявлений дружелюбия и понимания было почти равно, если для этой цели подойдёт такая численная оценка. С грубой формой антисемитизма автор встречался мало. Государственный антисемитизм автор испытал в двух случаях: при поступлении на физико-механический факультет Ленинградского политехнического института, имея проходной балл он без объяснения нашел свою фамилию в списках электро-механического факультета и после сдачи материалов по диссертации на факультет перед защитой он вынужден был забрать их по указанию начальника первого отдела предприятия. В связи с этим защита диссертации была задержана на пять лет. Однако, в конце концов она была защищена при большой поддержке русских коллег. Поэтому препятствия скорее можно отнести за счёт личных взаимоотношений, а не за счёт государственного антисемитизма. Заметны были и антисемитские тенденции при распределении на работу после окончания института. Но из случаев, сохранившихся в моей памяти, эти препятствия всеми как-то преодолевались. Долгое время после декретного отпуска не могла устроиться на работу моя жена, но и это было преодолено, представьте себе, с помощью обкома партии. Законодательства, ограничивающего в чём либо по причине еврейского происхождения не существовало, или, может быть, держалось в тайне.
Наряду с этим следует объяснить некоторые факты, связанные с неисчезающим "парадоксом антисемитизма". Начиная со школьной скамьи, в институте, на работе - везде наиболее активными и успешными учениками, студентами и работниками были евреи. Это ставит в тупик мою идеологию о политкорректности. Среди своих сверстников я встречал и много выдающихся людей других национальностей. Но в массе евреи выделялись. И среди студентов моего курса наибольший процент успевающих был среди студентов евреев. Среди них же была основная масса выдвинувшихся на общественной работе. Среди профессуры наиболее популярными лекторами были евреи. После распределения на завод "Севкабель" я обнаружил, что среди руководящих работников производства большинство евреев. Если не на высших руководящих постах, то уж в заместителях. А уж на планово-экономических должностях почти не было исключений из этого правила. Более того, на предприятии, на котором работала моя жена, было почти то же самое. Да и на тех предприятиях, с которыми мне приходилось иметь дело в общих чертах было то же самое. И после перехода на работу в объединение "Позитрон" была та же картина. После десятилетней работы там я перешёл в Судостроительный НИИ и там положение было сходным. В 1980 г. , решив выехать из СССР, для того, чтобы избавиться от секретности, я снова перешёл на завод "Севкабель". Там все начальники цехов и ведущих лабораторий были евреями. Уже после отъезда в Америку я узнал, что среди "новых русских" весьма значительный процент тоже оказался евреями. Вот где, по моему мнению, настоящий "парадокс антисемитизма". Да и из чтения антисемитской литературы, а именно таких "корифеев" как Гитлер, Форд, Дикий и иже с ними я узнаю, что евреи буквально душат каждую из европейских стран и Америку своей "железной хваткой".
Что же происходит? Напрашивается ответ - либо евреи действительно являются избранным Богом народом, либо они в результате искусственного отбора в течение многих веков страданий приобрели такие качества, которые выделяют их среди народов.
Автор не находит, оставаясь в рамках политкорректности, ответы на эти вопросы. Поэтому ему было бы интересно развернуть дискуссию по этим вопросам.
Иосиф Кременецкий (Миннеаполис, США)
Дата опубликования: 09.02.2008
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/add.js?page=social&art=2586" |
|
Ключевые слова статьи "Современный антисемитизм" (раздел "Социальный кризис, социальные преобразования, социальные революции"): Современный антисемитизм |