Тамплиеры
Знак любви и доблести
Герб и печать Ордена тамплиеров выглядели очень странно. На коне, один позади другого и прижавшись друг к другу, скакали два рыцаря. Объяснить этот символ историкам было крайне трудно.
Некоторые предполагали, что дело в монашеском обете бедности. Де, тамплиеры так бедны, что у них даже одна лошадь на двоих. Скинулись и купили. Но это объяснение кажется забавным. Орден был самой богатой финансовой организацией Запада. У них брал деньги в долг сам Папа, а король Франции однажды был вынужден заложить в их ломбарде Большую государственную печать и собственную корону. Так что на лошадей им, слава Богу, хватало. Что же тогда?
Объяснение этого символа кроется в их армейской философии. Заметьте, оба рыцаря изображены именно при оружии и в полном боевом обмундировании. А еще из проповедей Бернара Клервосского мы узнаем, что тамплиеры читали Гиппократа, Эпикура и Платона. Откроем платоновский "Пир" и мы без труда найдем объяснение загадочного символа "двух рыцарей на одном коне":
"Я, по крайней мере, не знаю большего блага для юноши, чем достойный влюбленный... И если бы возможно было образовать из влюбленных и их возлюбленных государство или, например, войско, они управляли бы им наилучшим образом, избегая всего постыдного и соревнуясь друг с другом. А сражаясь вместе, такие люди даже и в малом числе побеждали бы, как говорится, любого противника: ведь покинуть строй и бросить оружие влюбленному легче при ком угодно, чем при любимом, и нередко он предпочитает смерть такому позору. А уж бросить возлюбленного на произвол судьбы или не помочь ему, когда он в опасности, - да разве найдется на свете такой трус, в которого сам Эрот не вдохнул бы доблесть..."
О значении платоновского "Пира" для тамплиеров говорит хотя бы тот факт, что Данте Алигьери - поэт, посвященный в традицию Ордена, - в свое время написал похожее произведение с точно таким же названием. Через идеи Платона вполне можно трактовать многие тамплиеровские символы, которые вне античной философии не находят своего объяснения.
Луи Шарпантье пишет, что у тамплиеров "парность стала отражением глубокой жизненной философии":
"В уставе было предусмотрено, что рыцари должны есть по двое из одной миски, в более поздних дополнениях им предписывалось ходить только парами. И это очевидным образом возвращает нас к одной из печаток Ордена, возможно, самой известной, на которой изображены два рыцаря с одним щитом и одним копьем, сидящие на одной лошади. Равным образом это возвращает нас к двум рыцарям, которые укрываются одним щитом: именно их можно увидеть на портале Реймского собора, а также на порталах Шартра и Амьена - только здесь они представлены обнаженными (sic!). Известно, что даже сам Великий Магистр никогда не появлялся на людях без своего товарища по оружию".
"И не только по оружию", - добавим мы с легкой ностальгией по ушедшим рыцарским временам.
Таким образом, "два рыцаря на одном коне" - это символ идеальной армии, состоящей из влюбленных друг в друга юношей. Все преимущества такого войска описал Платон, и тамплиеры по достоинству их оценили. Эти рыцари считали, что каждый воин должен иметь рядом с собой в строю своего возлюбленного.
И в самом деле, армия тамплиеров была для тех времен чем-то фантастическим. Хроники с восхищением описывают их отвагу и доблесть. Во время боя в них пробуждалась нечеловеческая сила духа.
Летопись сохранила рассказ о том, как небольшой отряд тамплиеров сражался с целой армией сарацин в горном ущелье близ Лаодикеи. Отступать было некуда. Рыцари прижались друг к другу и мужественно держали круговую оборону. Один за другим они падали мертвыми, но еще большее число вражеских голов летело с плеч. Наконец в живых остались только двое, и спина к спине они еще долго бились, поразив своих врагов какой-то сверхчеловеческой отвагой. Тамплиеры прекратили сопротивляться только лишь, когда были изрублены на куски. На месте их смерти палестинцы и сегодня показывают скалу, покрытую красными пятнами. Говорят, что это кровь рыцарей, которая не смоется до скончания мира.
Арабы еще долго рассказывали легенды об этих двоих, которым небеса даровали столько силы и смелости. Наверное, они просто любили друг друга, и это действительно многое объясняет...
Gay-underground в католической Европе
Чтобы создать такую армию, тамплиерам пришлось долгое время строить особые отношения между рыцарями внутри своего ордена. Новички, вероятно, действительно приобщались к однополой любви, после чего выбирали себе возлюбленного среди братьев и дальнейшую службу проходили уже в парах.
Свое посвящение в орден тамплиеры описывали на допросах в застенках инквизиции. Юноша-новобранец представал перед рыцарями обнаженным. С ним беседовали, после чего он уединялся с одним из опытных тамплиеров, который покрывал новичка поцелуями и рассказывал ему о преимуществах "греческой любви" между мужчинами. Иногда прямо тут же происходило их "соединение", и юноша считался принятым.
Выбор возлюбленного также являлся обязательной практикой, потому что без этого молодые мужчины не могли стать настоящими рыцарями. Тамплиеры считали, что мифическая "дама сердца" будет слишком слабым стимулом во время сражений в далеких странах, тогда как возлюбленный юноша, бьющийся с тамплиером плечом к плечу, сделает его поистине непобедимым.
Естественно, подобные посвящения не могли проводиться открыто, потому что огласка тамплиерам могла дорого стоить. Первые подозрения они навлекли на себя именно тайным характером своих собраний.
"Народная молва, - пишет И.Р. Григулевич, - давно уже обвиняла тамплиеров в различных противоестественных деяниях, якобы имевших место во время приема новых членов в орден. Дело заключалось в том, что в отличие от других монашеских орденов, совершавших посвящение публично и днем, у тамплиеров церемония посвящения проходила на рассвете в глубокой тайне, в помещении, доступ в которое посторонним был запрещен. Противники ордена утверждали, что при вступлении в него совершались различного рода непристойности".
Дальнейшие признания тамплиеров показали, что в этих словах была доля истины. Ведь и Луи Шарпантье, изучая архивы инквизиции, подтвердил, что "их собрания происходили за закрытыми дверями, преимущественно по ночам".
После упразднения ордена разразился грандиозный скандал на весь католический мир. Историки даже сегодня, изучая этот вопрос, предпочитают только вскользь касаться темы однополой любви в рыцарских рядах. И хотя мы с тех пор во многом изменились, наши взгляды на историю остаются более чем консервативными. В.В. Смирнов пишет, что большинство исследователей "с отвращением соглашались с возможностью растления в ордене военной молодежи, среди которой было множество выходцев из самых знатных фамилий Европы".
Чтобы проверить ходившие тогда слухи, король Филипп Красивый перед судебным процессом подослал к тамплиерам нескольких лазутчиков, которые должны были вступить в Орден и разведать ситуацию. "Все эти шпионы впоследствии уверяли короля, что обвинения против тамплиеров соответствуют действительности. Никто не говорит, что храмовники были без греха. Но все плотские прегрешения, которые выдвигались в качестве обвинения, были присущи и другим орденам и в еще большей степени самой папской курии, не говоря уже о светских владыках".
В своем проклятии в адрес тамплиеров Папа Климент V с негодованием говорил, что "берется с них клятва не раскрывать ничего из церемонии допуска и никогда не выходить из ордена". Многие ученые отмечали, что у них, несомненно, был негласный устав и особенный рыцарский уклад, который не разглашался при непосвященных.
Пример, который заразителен
Но если Европа в силу своей "темности" не готова была понять рыцарей-тамплиеров, то где же они могли позаимствовать армейскую практику однополой любви? Ответ историкам ясен: на Востоке.
Сам орден возник в Палестине, и существуют многочисленные свидетельства о культурных контактах первых тамплиеров с мусульманами. Рыцари привозили из Сирии в Европу личные впечатления и книги, которые переводили с арабского и арамейского при помощи испанских евреев. Когда даже ученые монахи не всегда могли найти работы античных философов, тамплиеры читали Платона и Аристотеля в их арабских списках.
Кроме того, сама сексуальная раскованность восточных людей, непривычная для средневековых европейцев, служила весьма заразительным примером. В этом смысле "крестовые походы" пошли им на пользу.
Католическая церковь наложила табу на секс как таковой. Даже муж с женой могли прожить всю жизнь вместе и не разу при дневном свете не увидеть друг друга обнаженными. А уж для однополой любви существовало вполне однозначное понятие - "содомский грех".
В то же самое время персидский эмир Ибн Искандер в своем "Зерцале для принцев" советовал старшему сыну заниматься любовью с женами в холодное время года, а лето посвящать ласкам юношей. Султан Бабур держал знаменитый на всю Азию гарем красавцев и за понравившегося парня мог выложить целое состояние. Не стеснялись своей привязанности к мальчикам халифы Аль Мутаваккиль и Аль Амин, а о гомоэротической поэзии мусульманского мира вообще неприлично говорить в прозе. Достаточно того, что Хафиз стал символом однополой любви в литературе.
Проще говоря, мусульмане вполне могли научить тамплиеров "плохому". Тем более что сами европейские юноши, уставшие от постоянного церковного произвола, ходили за ними по сирийским пустыням и приставали: "Научи плохому! Ну, научи плохому!" Вот и научили...
В Европу вместе с более свободным взглядом на жизнь молодые рыцари привезли еще и труды античных авторов. Платон произвел настоящую революцию в умах военной молодежи и, может быть, предопределил эпоху Ренессанса.
Орден тамплиеров охотно воспринял идею о воинах-возлюбленных и очень скоро прославился самой доблестной армией, а также выдающимися финансистами, менеджерами и юристами. В лоне этого рыцарского сообщества стал формироваться новый тип европейского человека, и дни "темного средневековья" были сочтены.
Однако вспомним, что Платон говорил не только об армии героев-любовников. Греческий философ надеялся, что в перспективе они смогут образовать свое государство, которое будет самым совершенным на планете.
Историк Фернан Хейуорд пишет, что "тамплиеры мечтали о мировой державе, в которой они бы играли выдающуюся роль". Знакомо, не правда ли? Скорее всего, плацдармом для государственного переворота должна была стать Франция, которой тамплиеры готовили участь первого в мире "рая для геев". Если благодаря предателям произошла огласка этих проектов вне Ордена, тогда понятно, чего так испугались французский король Филипп и Римский папа Климент V.
Ересь тамплиеров, которые хотели осуществить мечты Платона, приобретает в этой связи совершенно иное звучание, а их преследование инквизицией делает еще более острым и без того актуальный вопрос: есть ли место однополой любви в армии и политике?
И все же согласитесь, какая дерзость! Двое рыцарей на одном коне...
Сева Бахтияров, Влад Солнцев Дата опубликования: 28.05.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/add.js?page=hist&art=2533" |
|
|