Три правды
На прошлой неделе произошло сенсационное событие: ведущий церемонии вручения российских кинопремий режиссер Владимир Меньшов отказался сделать это, увидев название победившего фильма. Выйдя на сцену вместе со своей супругой, актрисой Верой Алентовой, создатель оскароносной картины "Москва слезам не верит" выразил надежду, что победит достойнейший.
На звание лучшей картины года по версии зрителей МТВ претендовали "Питер ФМ", "Бумер. Фильм второй", "Жара", "Волкодав" и "Сволочи".
Когда Владимир Валентинович вскрыл конверт и увидел, что обладателем приза стала лента "Сволочи", он сказал, что "вручать премию фильму, порочащему честь страны", он не намерен. "Пусть этот приз вручает Памела Андерсон", - сказал возмущенный режиссер, обращаясь к американской актрисе и модели, прилетевшей специально из Соединенных Штатов на церемонию. Он бросил конверт на сцену и покинул зал.
Правда Меньшова
Почему Меньшов был прав в своем демарше? Да просто потому, что в основе фильма лежит ложь, и ложь порочащая Россию.
Германские фашисты и правда готовили боевые спецгруппы из детей для использования в диверсионных целей. Но для большевиков подобные методы были исключены, так как не соответствовали их нравственным принципам. Поэтому при сталинском режиме подобные вещи произойти не могли.
Меньшов справедливо посчитал, что подобный сюжет является клеветой в отношении того поколения, которое относилось к детям совершенно иным образом, чем принято сейчас, которое не допускало беспризорности и считало обязанностью вырастить человека из любого ребенка, даже самого ублюдочного.
Правда жюри
А почему же зрительское жюри все же присудило премию фильму? Тут причина проста: фильм сделан грамотно, актерский состав хороший. Так что если оценивать только художественные достоинства фильма, он приз заслужил.
Правда сценариста
А ведь хороши фильм нельзя сделать, если в его основе не лежит реальная правда. И если автор с такой достоверностью описывает, а режиссер с такой достоверностью реализует этот сюжет, значит художественная правда в нём есть. И если у этого сюжета нет никаких корней в сталинском времени и образе мыслей, откуда же он мог почерпнуть эту свою правду? Чья ментальность пронизана именно таким отношением к детям?
Ответ, впрочем, лежит на поверхности: это фильм тоже о России, и этот фильм – правда о России. Но это правда о другом поколении, вовсе не о том, в чей исторический антураж поместил автор свой сюжет.
Кунин писал правду не о поколениях своих дедов и отцов, но писал правду о своем поколении. Правду, которая реализовалась, как только это поколение получило власть в стране и стало определять ее образ жизни.
Для этого поколения не было никаких нравственных ограничений для принесения детей в жертву каким-то абстрактным целям и интересам. Не моргнув глазом они начали осуществлять свой «курс реформ», в рамках которого миллионы стариков умерли от голода, миллионы больных от дефицита лекарств, девятьсот тысяч москвичей и триста тысяч ленинградцев были убиты ради захвата их квартир, а 15 миллионов детей оказались беспризорниками. Это глубоко аморальное поколение, принесшее миллионы детей в жертву даже не интересам своего бизнеса, а просто своим иллюзиям, не испытало бы никаких мучений, используя этих самых брошенных детишек для диверсионных операций, кидая их в топку, как расходный материал.
Впрочем, что же это я в сослагательном наклонении? Разве в теперешней России не идет эксплуатация детей именно в таком качестве? Разве их не используют менты для разводок? Разве их не используют воры? Разве их не используют как заложников учителя, вымогая деньги у родителей и доводя до самоубийства детей не могущих платить мзду?
Сюжет Кунина правдив. Просто он не о том времени. Он о нашем времени.
Евгений Гильбо Дата опубликования: 25.04.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/add.js?page=miscell&art=2515" |
|
|