Мир индиго. Беседа первая
Беседа первая.
Люди воздуха, или кто строит мир
Новый
мир должен возникнуть как предприятие на полном ходу
Герберт Уэллс.
Битва за
будущее
— Александр
Иванович, Вы не так давно представили публике книгу, посвященную «людям воздуха», кто же
они?
— Мы вступаем в динамичный и
нестабильный мир, мир, в котором множится число проблем и субъектов действия.
«Люди воздуха» — новый интеллектуальный класс, явивший себя на пороге 70-х
годов прошлого века — иначе говоря, на волне «вступления в фазу новой
метаморфозы человеческой истории» (Збигнев Бжезинский), «великого
перелома» (Рикардо Диес-Хохлайтнер), «мировой революции» (Иммануэль
Валлерстайн). В жизнь общества, однако, этот класс входил на протяжении всего
транзитного столетия, принимая разнообразные личины, произведя на свет массу
впечатляющих феноменов, которые теперь во многом определяют политический,
экономический и культурный ландшафт США, Европы, Евразии.
Сегодня «четвертое сословие» —
движущая сила социальной динамики, творец геоэкономических и геополитических
стратегий, держатель управленческих и интеллектуальных активов, оператор
финансовых ресурсов и проектировщик информационно-коммуникационных технологий,
плетущий смыслопроводящие сети Нового мира.
Предтеча же, но одновременно
внутренний оппонент людей воздуха, — сколь странным это ни покажется на первый
взгляд — номенклатурный («административно-командный») новый класс. Иначе
говоря, политический класс, делающий акцент не на личном обладании
материальными ресурсами и даже не на непосредственной конвертации власти в
собственность («термидорианство»), а на коллективном («корпоративном») прямом
либо косвенном управлении ею. На подчинении себе тем или иным способом прежнего
владельца и гегемона — исторического третьего сословия, порой ломая его об
колено.
Пришествие нового класса
«технико-интеллектуальной бюрократии» и «касты организаторов» было предсказано
еще Михаилом Бакуниным (1871–73 гг.), разрабатывалось Яном Махайским и Александром
Богдановым, концептуально описано Милованом Джиласом. И проанализировано на
примере СССР Михаилом Восленским как социальная реализация политической
бюрократии, узурпирующей права пролетариата, — воспринимавшегося, по крайней
мере, в генеральных течениях марксистской мысли, в качестве «законного»
претендента на роль могильщика «марксовой» и «веберовой» буржуазии… Приходу к
власти подобной административно-политической страты способствовали как
турбулентное состояние общества, вызывавшее к жизни разнообразные нестроения и
напряжения, так и глобальная экспансия цивилизации, совершившаяся к началу
прошлого века («зональная глобализация»).
Административно-политический
класс пробуждается к жизни и деятельности режимом мобилизации, но утрачивает
свои энергии в период умиротворения и благоденствия, переходя в
чиновничье-бюрократическую ипостась. И одновременно претерпевает инволюцию к
некой новой (но по существу контрмодернизационной, «азиатской») сословности.
При этом номенклатурная элита,
будучи поставлена — в особенности внешней конкуренцией — перед необходимостью
эффективного решения одновременно политических и экономических задач, нуждается
во все более изощренном умственном сопровождении. Что со временем в той или
иной форме подводит к рычагам управления уже иную генерацию обладателей
нематериальных активов — деятельных интеллектуалов или новый интеллектуальный
класс.
— Можно ли
сказать, что приход к власти политической номенклатуры отражал кризисное
состояние социальной среды, ее переходное состояние?
— Действительно, ситуация на
планете носила характер цивилизационного транзита. Она в значительной мере была
обусловлена экономическими и политическими турбулентностями: модернизационной
конверсией мироустройства; инновационно-промышленной революцией; завершением
активной колонизации мира и введением в социокультурный оборот окраин прежней
Ойкумены; наконец, массовым притоком, приростом городского населения.
Сшивая социальную ткань,
расползавшуюся в условиях нараставших напряжений, и приобретая предметные поля
деятельности, страта правителей-управленцев объединяла в рамках синкретичных
«воздушных» («партийных», «идеократических», «надправительственных») структур,
в руках различных parteigenossen, администраций и «орденов
меченосцев» политическое, идеологическое, экономическое доминирование.
Номенклатура «реализует корпоративную систему интересов, согласованных в
едином государстве». Меняя при этом формы организации общества и претендуя
на тотальную, подчас тоталитарную власть. Либо взмывая на волне «великой депрессии»
и опять-таки тем или иным образом перенося в лоно гражданского общества методы
кризисного управления...
В сущности, непрямое правление
буржуазии, реализуемое через посредство институтов публичной политики, с
деградацией и крахом демократического механизма и соответствующих институтов
приводит к фактическому отстранению ее от косвенного управления обществом — и
управления вообще — при росте значения тех, чей доход не определяется прямым
владением собственностью.
— Но
«воздушное сословие» XXI века — это уже нечто иное?
— Да, современные люди воздуха
заметно отличаются от прòклятых отцов и детей бурлящих мятежей и
переворотов первой половины прошлого века, породивших в ходе революции масс
грандиозную историческую иллюзию мощи пролетариата и грядущей диктатуры этих
масс (что, впрочем, карикатурно, воплотилось в своеобразном диктате «массового
общества»). Однако историческая практика инициировала раздумья, поиск,
опознание реального оппонента третьего сословия, производя в ходе интенсивных
интеллектуальных штудий такой, к примеру, феномен, как «марксизм без
пролетариата». Но если не пролетариат, не буржуазия и не бюрократия, то тогда
кто?
Члены нынешнего поколения
«воздушной», постбуржуазной страты, являются не потомками
партийно-номенклатурной («азиатской» или «прусско-казарменной») и подсыхающей
ветви могучего генеалогического древа судейских и литераторов — а, пожалуй,
ά-образцами «детей индиго», зачатых еще в горниле Славной английской,
Великой американской и французской революций. И ставших через поколенья
инициаторами, в частности, знаменитой «революции менеджеров» (Дж. Бернхем). А
их преемники, в свою очередь, оказались зачинателями и наследниками
постпротестантского и транснационального контркультурного переворота.
Креативные интеллектуалы
противостоят как буржуазии, так и номенклатуре, и массам. Разрушение лабиринта
сословного строя, свобода экономической активности в условиях политической
демократии, ее обильные плоды — особенно в технологическом и транснациональном
измерениях — поддерживают и укрепляют суверенность личности. Другой
составляющей новой социальной субстанции — на этот раз, пожалуй, парадоксальным
для экономистичного сознания образом — является не всегда очевидная, скрытая
под гнетом обыденности глубинная ориентация того или иного деятельного субъекта
не на бизнес per se, а на нечто иное. То есть его трансэкономическое
целеполагание, которое с развитием истории и цивилизации обретает под ногами
почву и выходит за пределы круговорота повседневности.
Позиция капиталистов как
социальных устроителей была привычна для системных организаторов экономических
операций, которые a priori проектируют сложные
торгово-финансовые/производственные схемы. И свойство это естественным образом
являлось их классовым преимуществом. Однако исключительность подобного
положения вещей подверглась сомнениям и коррозии в постиндустриальную эпоху,
когда возникла необходимость в заметно иной стилистике действий: быстром
принятии нестандартных решений, многофакторном анализе комплексных проблем,
оперативном управлении «воздушными» активами, конкретности и персонализации
экспертизы. Что, надо сказать, качественно отличает постсовременные операции от
прежней системы оказания интеллектуальных услуг — из-за очевидного падения
эффективности обобщенных, статичных, легко отчуждаемых прописей, а также их
прикладных расшифровок сословием советников-консольери.
В итоге, стала нарастать
конкуренция промышленных/индустриальных скреп денежного строя и
интеллектуального/человеческого капитала, иных нематериальных активов. Или,
фигурально выражаясь, состязание «основных фондов» и творческой, амбициозной
личности. А культурная специфика, особое качество цивилизации Большого Модерна
— внутренний, личностный суверенитет, оказалась источником спонтанной ремиссии
высокого достоинства и тяги к внешней автономии. И как следствие — нового витка
антропологической и общественной трансформации, очередного зигзага перманентной
человеческой революции (history is the perennial human revolution). Но
при этом кризисность исторической ситуации в условиях социального транзита
заметно возросла.
Место обитания людей воздуха —
сложный социальный текст, их действия направлены к достижению нового порядка,
повышая, таким образом, градус критичности всей социосистемы. Прежние и
переходные формы бытия являются объектом настойчивой критики, ибо истинное
место их обитания расположено, в сущности, извне: они постоянно ощущают
присутствие в обществе неовеществленного до времени аттрактора как, хотя и
призрачное, но родное, родовое обетование.
— Так,
значит, буржуазия все-таки отправится на свалку истории?
— Историческая тенденция
проявилась в постепенной утрате «классической» буржуазией контроля над
организационно-деятельностным проектированием общества, когда интеллектуальное
производство становится ведущей движущей силой. Основной торг происходит сейчас
между сторонниками охранительной версии кризисного управления миром и
инициаторами дальнейшей акселерации социального транзита.
Уйти в историческую тень
означает утратить позицию движущей силы общества, его гегемона. Впрочем, дважды
простреленное веком третье сословие также знает различные формы своего
исторического воплощения: e.g. буржуазия торгово-финансовая и буржуазия
промышленная — достаточно разные представители одного класса, несущего гены
мастеров системных операций.
Более того, аналогично
диффузии, взаимопроникновению полифоничной культуры и касты национальных
управленцев, финансовые операторы в союзе с «судейскими» стали классовыми
мутантами и кентаврической ветвью новой эволюционной страты, выстраивая динамическую
конструкцию универсальной хрематистики — «виртуальных финансов»: управленческих
по сути денежных потоков, автономных по отношению к основным фондам и
материальным ресурсам в целом. По-своему реализуя, таким образом, пришествие
постиндустриализма и раскрывая виртуальные потенции Нового мира.
В наши дни энергичная
«мыслящая страта» проявляется во весьма различных ипостасях — технократии и
экспертократии, эфирократии и профессиональной элиты, национальных лидеров и
международной бюрократии, транснациональных менеджеров и системных операторов,
меритократии и культурной олигархии, интеллектуального или критического класса.
Вся эта множественность лиц и позиций стягивается/сопрягается групповым
мышлением и поведением, то есть — определенной классовой корпоративностью.
Мозаика страты складывается из элементов амбициозной и творческой номенклатуры,
динамичных представителей предыдущего гегемона и новой породы, призванной к
жизни изменившимися обстоятельствами века.
Эта субкультура сегодня
активно вторгается на мировой рынок со своим призрачным товаром: символическими
деньгами и культурным капиталом, многочисленными производными глобальной биржи
и инновационными сценариями политических или военных акций, формулами долговой
топологии и методологией нестандартных воздействий, идеологией массовых СМИ и
наполнением элитного эфира. Люди воздуха успешно оперируют привычной для них
нематериальной субстанцией знания, образования, пропаганды и другими клонами
социогуманитарных технологий: искусством геоэкономики и геополитики,
современного управления и стратегирования. И идеалами; но идеалы стоят порой
слишком дорого, прорывая границы денежного строя.
Основания новой культуры
таятся не в прошлом, не в замкнутых лабиринтах истории: динамичная культура homines
aeris — это арена битвы за будущее, борьбы за его мерцающий образ,
социальные основания и версии прочтения, за небесные миражи и горизонты земель,
лежащих по ту сторону очередной высотной границы.
Государство-корпорация
— О революции
менеджеров было модно говорить где-то в шестидесятых годах прошлого века, но за
последние десятилетия тема вроде бы приутихла. Казалось, что революция
кончилась, а на самом деле все гораздо интереснее: она родила новый класс?
— Давайте проследим, как это
произошло. Горизонт революции менеджеров состоял в том, что управленец,
технократ — а заодно и финансовый оператор, постепенно (а не радикально, как в
случае с политической бюрократией) перенимали бразды правления у собственника,
идя на вынужденные тактические/стратегические соглашения и компромиссы, но все
же начиная при этом «свою игру». Параллельно происходил процесс относительной и
абсолютной девальвации бухгалтерской стоимости и «аппаратной части» предприятий
при росте значения нематериальных активов и ресурсов.
Причем на смену управленцу прежнего
типа — администратору-бюрократу — приходит человек, уделяющий приоритетное
внимание даже не столько самому производству, сколько совокупной эффективности
предприятия. Во многом связанной в наши дни со сложными схемами движения
финансов, с образованием политических союзов, системных или клановых коалиций,
эффективным использованием информации и культурного потенциала, а также других
нематериальных активов. Иначе говоря, с управлением особыми формами капитала:
интеллектуальным символическим, социальным, культурным, человеческим.
Предприниматель сегодня
действует в существенно иной среде, как мы привыкли ее называть, —
«постиндустриальной». Крупный собственник сам по себе в качестве независимого
кванта экономической материи сегодня, практически, не существует — он встроен в
определенную властную инфраструктуру. Доминирование же в подобном кругу,
взаимная конкуренция властных сфер есть многомерное пространство настоящей,
хотя нередко не слишком видимой обществу и не столько экономической, сколько
политической, по сути именно классовой борьбы, порой проглядывающей в
перипетиях борьбы партийной. Или в прорехах актуальных событий самого
разнообразного толка.
Кроме того, специфический цех
людей воздуха (занятый непосредственным политическим производством), привыкнув
представлять власть, со временем начинает ее приватизировать как экономически
перспективное поле деятельности и монополизировать операции с нею как функцию
своего сословия. Но, в отличие от номенклатурного класса, благожелательно
относясь к развитию напряжений в существующей политической конструкции и
естественным образом следующему из этого факта институциональному кризису.
В конечном счете, вместе с
повышением искусства замысла и реализации стратегических операций, власть над
социумом — то есть политическая гегемония — постепенно перетекает к
представителям «воздушного» класса. Так что часы Нового времени сегодня
фактически остановлены проектировщиками иной версии мировой судьбы. На наших
глазах происходит историческая мутация правящего сословия. В ходе «восстания
элит» динамичная страта, идя на сделки и соглашения, компромиссы и авантюры,
последовательно приватизирует власть, причем власть всякую, а не только
экономическую или политическую. Интеллектуалы, перенимая в управление практику,
реализуют по мере сил способность быть доктринерами или метафизиками.
Властвовать, все чаще означает
держать первенство в индустрии мировоззрения, идейного и семантического
производства. Новый «воздушный» класс, имплантируя ментальные и социальные
коды, задавая нормы, целеполагание и смысл существования обществу, понимает
власть как способ распоряжаться историей в ее произвольных конфигурациях.
Здесь, кстати, истоки внутренней мощи «оранжевых» и иных цветных революций,
безотносительно от внешней поддержки, которую, так или иначе, на деле получают
все стороны.
— Иными
словами, люди воздуха конкурируют за историческое будущее и с номенклатурной
бюрократией, и со «старой доброй буржуазией»…
— Люди воздуха имеют много
ипостасей. Но главное — это новая движущая сила истории, изменяющая и
вытесняющая в процессе социальной трансформации прежний правящий класс. Мировая
элита меняет сегодня не просто облик, но саму субстанцию политической
гегемонии.
Напомню, систему
трехсословного общества около тысячи лет назад сформулировали в средневековой
Европе епископы Адальберон Ланский и Герард Камбрейский. И примерно тогда же,
может чуть позднее, заговорили о сословии четвертом, к которому относили
ростовщиков, шулеров, алхимиков, лицедеев (представителей шоу-бизнеса, говоря
современным языком) — людей, «выходящих за рамки», преступавших традиционные
запреты. Когда-то, а точнее в XVI-XIX столетиях, третье сословие вело свою
битву за будущее, за доминантные в нем позиции, за право определять курс
истории и вершить дела в меняющемся мире. Оно выиграло ее. Но теперь мы видим,
как заодно с прежним мироустройством уходит былое, практически тотальное
доминирование буржуазии. Той буржуазии, которая была порождением индустриальной
экономики, которая владела и владеет «основными фондами».
Борьба не ограничена кругом
политической гегемонии. Распоряжаться существенно меняющим облик экономическим
хозяйством — а заодно и будущим антропологических сообществ, как в
национальной, так и глобальной геометрии, — стремится сейчас сословие
административных и постиндустриальных олигархов, управленцев и стратегов —
сегодня в России мы видим нечто подобное.
Переступая через очерченные
прежней гегемонией пределы, эта каста интегрирует разнообразные виды
интеллектуальной активности: от творческих и властных порывов, связанных с тем
или иным проектом обустройства по-новому прочитанной Ойкумены, до утилизации
культурных и ценностных катакомб глобального Undernet’a. От новаций в
сфере традиционных видов производств до освоения необъятных предметных полей
виртуальной вселенной. А уж что произрастает и еще произрастет на подобных
«Елисейских полях», до поры не знает никто. Кроме самозванных землемеров,
которые видят и расчерчивают, измеряют и приватизируют этот призрачный,
необъятный Клондайк. А затем осваивает его.
Прибыль начинает поступать из
принципиально новых источников, а все «дымящее» отправляется в Китай, который
на глазах превращается в мастерскую мира XXI века. Большой Китай, вместе со
всей совокупностью Восточной Азии, начнет делать все материальное для всех. Делает
Китай, а продает потребителю в той или иной форме — не всегда Китай. В США
кукла Барби стоит 20 долларов, а в Киргизии — 2, хотя и та, и другая made in
China, и упакованы они в одинаковые коробочки. Все же отметим, что и при
этом ряд технических и технологических новаций — прежде всего новаций в
военно-технической сфере — остаются ареалом, очерченным «людьми воздуха»
особым, запретным кругом. Хотя, если приглядеться внимательнее, их
«воздушность» при этом бывает порою весьма плотного свойства. Скажем, как у
торнадо…
По настоящему большие деньги
сегодня не зарабатываются на предприятии или даже на рынке: они придумываются,
организуются или крадутся.
—
«Придумывание денег» — в этом слышится нечто мистическое… В чем проявляется
универсальность людей воздуха, к примеру, позиции и экспансия в той же
экономике?
— Весьма красноречиво об этом
свидетельствует динамика доли материальных и нематериальных активов в таком
интегральном показателе, как капитализация предприятия. Приблизительно до 80-х
годов их движение носит достаточно схожий характер, но к концу века мы
наблюдаем нарастающий, драматичный разрыв между соотношением физических и
нематериальных активов в совокупной капитализации фирм. Уже на пороге нового
миллениума по приблизительной оценке они достигали соотношения примерно 80% к
20%. И не в пользу материальных активов.
Иначе говоря, компании могут
обладать схожей бухгалтерской стоимостью (основными фондами, физическими
активами), но при этом их рыночная стоимость (интегральная капитализация) будет
разниться в разы и подчас даже чуть ли не на порядки. Чтобы «почувствовать
разницу», сравним по этим параметрам, практически наугад, какую-либо
автомобильную компанию и, скажем, фирму, производящую программное обеспечение…
Причем подобный разрыв просчитывается по индексу капитализации не только
объектов «новой экономики» (т.е. преимущественно по NASDAQ), но и в
среде достаточно традиционных корпораций (сиречь, по индексу Dow Jones).
Вышесказанное означает, что
привычная экономическая пирамида переворачивается. А складывающаяся
одновременно на планете непростая энергетическая ситуация не отменяет, а лишь
усугубляет ситуацию. Индустриальное производство, промышленный «хард»
(аппаратная часть, инженерные технологии) постепенно превращаются в своего рода
придаток, видимую вершину айсберга современной экономики. Перефразируя
известного философа: «очевидную, слишком очевидную». В то же время основная
стоимость все чаще концентрируется в сфере нематериального производства, где
действуют существенно иные производственные схемы и операторы. И люди,
управляющие этим «софтом», в возрастающей степени определяют доходность,
капитализацию, а, главное, — стратегическое будущее бизнеса. Соответственно и
деньги сегодня в возрастающей степени производятся не на фабриках, а в сфере нематериальных
активов.
Доходность же предприятий
планируется в «четырехмерной геометрии», т.е. с определенным временным лагом,
величина которого косвенно отражает амбиции проектного замысла, а также
комплексный расчет рисков, дисконтную траекторию чистых денежных потоков (free
cash flow to equity) и т.п. Сегодня, в принципе, можно капитализировать и
продавать предприятия с нулевой и даже отрицательной доходностью. Например, в
сфере СМИ. Ибо, как мы уже обсуждали ранее, помимо финансового капитала, все
более заметную роль приобретают другие виды человеческой практики, имеющие
собственный экономический вес, хотя вроде бы и не относящиеся непосредственно к
хозяйственной деятельности. Для России их роль в активах корпораций — столь
очевидная ныне ситуация! Так, к примеру, социальный капитал — это, слегка
упрощая проблему, сумма связей, поддержек и партнерств, которыми обладает любая
солидная бизнес-группа. Дефицит же данной составляющей может привести — и на
практике приводит — к весьма серьезным проблемам…
Даже финансы переживают
транзит от той или иной материальной субстанции к нематериальной форме
экзистенции, сохраняя при этом полноту древней и могучей силы денег — своего
рода «квантовой механики» социальной вселенной. Что же касается «алхимического»
характера современной финансовой системы и методах рефлексивного управления ею,
то об этом немало говорилось и писалось еще в прошлом столетии.
— Новому
классу, как и всякому классу нужна если не партия-организатор и рулевой, то
какая-то организационная форма, связывающая их именно в единый социальный слой.
Что связывает между собой людей воздуха?
— Некогда то, что объединяло
людей в устойчивые социальные структуры, называлось кастовостью. Затем
сословностью, потом классовым чувством. Как будет опознаваться новая форма
разделения людей в ситуации с постиндустриальным классом — поживем, увидим.
Сегодня в единый слой — помимо
предметной сферы деятельности и социального целеполагания — их связывает (на
уровне межличностной коммуникации) общность стиля мышления, ценностных идеалов,
образования. И, возможно, — классовая симпатия. Симпатия — глубинное
понятие, употреблявшееся в свое время алхимиками, кстати, одними из первых
представителей «четвертого сословия». Обозначает эта категория не только
эмоциональное состояние, но и метафизически обоснованные гармоничные сочетания,
совпадения по внутреннему целеполаганию и соучастию в едином, как сказали бы
сейчас, мегапроекте. Таким образом, выстраивается гибкая, неформальная
инфраструктура реализации властных решений, реализующая — под эгидой
мыслительных навигаторов — процесс превращения крови и свинца в золото.
В «настающем настоящем»
Нового мира некоторые эффективные предприятия, кстати говоря, так и
организуются по типу симпатии основных компаньонов и распадаются с разрушением
такой гармонии. Это своего рода пластичный «холдинг людей», сумма их формальных
и неформальных контрактов, причем подобная деятельность эффективна еще и
потому, что оперирует она развитым индустриальным и постиндустриальным
инструментарием — механизмами и технологиями, финансами и информацией,
организационными и иными средствами. Конечно, для организации практики в
соответствующих масштабах технические и финансовые активы по-прежнему важны, но
важны также ресурсы социальные, интеллектуальные, символические, культурные.
Сумма же обладания ресурсами и активами определяется универсальным интегралом —
уровнем капитализации предприятия, какие бы формы оно ни принимало. А основными
десигатами оказываются стратегическая устойчивость и перспективы роста.
Феномен, обладающий признаками
трансэкономического целеполагания, я нередко называю амбициозной корпорацией,
учитывая, что для слишком многих социальных новаций нет пока адекватных понятий
и лексем. Так что термином «амбициозная корпорация» можно сегодня обозначать и
возникающие государства-корпорации, и более традиционные глобальные
мультикультурные корпорации, и неформальные клубы различных пропорций и уровней
компетенции, религиозные и квазирелигиозные сообщества, разнообразные
этнические диаспоры, а также иные группы влияния, включая, например,
трансформеры транснационального движения альтерглобализма… Одновременно к этой
же типологии тяготеют разнообразные криминальные структуры, наконец, —
организации террористические, выстраивающие алгоритмы деятельности по
собственным правилам глобальной игры за будущее. И порой, будучи не в состоянии
конструктивно менять реальность, они в прямом смысле подрывают ее.
В предельной форме амбициозная
корпорация — это гибкая организованность, манипулирующая и манипулируемая
(образуя тем самым канал эффективной обратной связи), преследующая неодномерные
цели, обладающая неординарным целеполаганием, динамичная, неоднозначная,
сложная по композиции, транснациональная по составу и географии приложения
усилий, критичная по отношению к прежней формуле общественного устройства и
собственному состоянию, полагающаяся на некий солидный и статусный объект
Старого мира, транслирующая его намерения и мотивации, но готовая перерезать
связующую пуповину.
Полифоничные
суверены-корпорации проявляются преимущественно в действии, а не в
оргструктурах, социальных текстах или ярлыках. Так что ряд ситуаций и процессов
современного мира приобретает практически анонимный характер, образуя своего
рода виртуальные криптографические миры, что, кстати, лишний раз указывает на
дефектность привычной социальной картографии, неполноту сложившегося в прошлом
категориального аппарата и теоретических схем политологии.
— В чем
все-таки специфика «государств-корпораций»?
— Национальные государства на
практике, de facto, не являются ныне единственными субъектами
международных связей — появляются международные регулирующие органы,
страны-системы, прочие интегрии. Одновременно происходит делегирование
суверенитета не только «вверх», но и «вниз», по оси субсидиарности,
автономизации… Да и сам термин «международные отношения» (inter-national
relations) становится по-своему уязвимым. Одновременно и нынешние
геоэкономические организованности не являются чисто экономическими структурами:
экономика в современном мире во многом выполняет управленческие, властные
функции, а политические власти в свою очередь участвует в решении сугубо
экономических задач.
И то, и другое нередко
осуществляется за пределами национальных территорий. Иначе говоря,
складывающееся мироустройство напоминает чем-то слоеный пирог: над прежней
государственностью выстраивается транснациональная конструкция, которая хотя и
привязана к определенным географическим ареалам, но имеет собственное
оригинальное целеполагание. В результате, на планете образуется
сложноподчиненная система социальных пространств, соединенных нитями
делегированного суверенитета, властных проекций, ресурсных потоков и неорентных
платежей.
В элитных группировках
национальных государств, погруженных в подобную среду, соприсутствуют группы с
весьма различными интересами и целями. Их интересы, порой антагонистичные в
рамках национальных границ, могут в то же время совпадать с целями сообществ,
обитающих в иных ареалах. Подобные группы сливаются в космополитичные молекулы
новых организованностей, картографию которых на сегодняшний день едва ли можно
формализовать: динамичность и неопределенность являются их основными, чуть ли
не генетическими свойствами. Причем состояние неопределенности — это,
по-видимому, не просто постиндустриальный барьер, то есть некоторая транзитная
ситуация, которая со временем будет так или иначе преодолена. Возможно,
динамичный статус и есть основное, определяющее качество Нового мира. Именно
поэтому инновационные формулы правления, скорее всего, будут тяготеть к методам
управления турбулентными процессами, динамическим хаосом.
Кризис привычной,
национально-государственной формы мироустройства, основанной на идее коалиций и
баланса интересов, проявляется на сегодняшний день во впечатляющей попытке
удержать рассыпающуюся политическую ситуацию путем выстраивания «мировой
властной вертикали». Но этот же кризис предопределил интерес к альтернативным формам
социополитической организации, к примеру, таким, как империя. При этом
отсутствие общепризнанного категориального аппарата для определения
феноменологии постсовременности приводит ко все более многочисленным
разночтениям социального текста и прочим нестыковкам.
Так, понятие «империя» вроде
бы предполагает некое «всемирное огораживание», проведение черты между
цивилизацией и варварством; в этом смысле империя приближается к понятию
глобального города и восходит, конечно, к Риму. Однако мы по инерции употребляем
слово «империя» применительно к заметно иным, инновационным формам
мироустройства и типам управления, не предполагающим, к примеру, непременного
военного или административного присутствия на имперской территории. И хотя в
случае США, основного местоблюстителя чина глобальной регулирующей державы,
налицо как раз целенаправленное выстраивание опорных точек с неопределенным
международно-правовым статусом — перманентно находящихся в боевой ситуации
низкой интенсивности — будущее скорее за системами опережающего
(преадаптивного) динамического контроля, нежели за превентивными,
пусть и динамичными, механизмами поддержания status quo. И других
форм статичного равновесия, пасификации.
Пассионарные
субкультуры
— У
российской политической элиты сегодня в моде идея превращения оффшорной
олигархии в национальную буржуазию, а чиновничества — в высокоэффективный
аппарат государственного управления. Судя по тому, что Вы говорите, мы вновь
мыслим в какой-то другой плоскости и ставим задачи, которые жизнь уже отменила…
— Здесь главный вопрос о
характере нашей элиты, но, прежде чем поговорить об этом, нужно понять реальное
место страны на геостратегической карте мира, в том виде, в каком эта
конструкция складывается в начале третьего тысячелетия. Из верно прочитанной ситуации
становятся понятными ключевые задачи, а из них, в свою очередь, — степень
соответствия формулируемых задач и совершаемых деяний вызовам времени.
Если говорить совсем коротко,
в мире выстаивается сегодня некая замкнутая глобальная конструкция на нижнем
этаже которой находится добыча природных ресурсов, чуть выше — промышленное
освоение этих ресурсов, далее — производство интеллектуального сырья, еще выше
— высокотехнологическое производство. Над этим производственным комплексом
возводится финансовая надстройка, которая аккумулирует процентную дань, и,
наконец, на самом верху находится «штабная экономика», которая устанавливает
правила игры, одновременно создавая планетарную эмиссионно-налоговую систему и
осуществляя масштабное управление рисками. Эмиссионную в виде фактической
мировой резервной валюты, а налоговую в форме глобальной дани, выплачиваемой
значительной частью государств в рамках системы перманентного глобального
долга.
— На такой
карте место России в целом понятно…
— Да, к началу XXI века Россия
заняла место среди стран-производителей природного сырья и полуфабрикатов, так
что основу богатства страны сейчас составляет природная рента и ее модификации.
Упрощению экономического и социального статуса можно найти много объяснений. На
протяжении XX века в стране происходило последовательное «выпалывание»
современной социальной культуры, сложных схем жизни общества, начатков
самоорганизации и пассионарных личностей. В итоге образовался мир, лишенный
искр гениальности и плохо совместимый с глобальной революционной ситуацией.
Когда же исчезла разделявшая
Восток и Запад стена, то в России наиболее динамичной частью общества оказались
люди, привыкшие действовать «поверх барьеров»: различные сегменты прежнего
правящего слоя, консольери, цеховики, полу и прямо криминальная субкультура. В
итоге, мы получили собственный элитный коктейль — поколение «П» — из
представителей спецслужб, их многочисленной, разветвленной агентуры и в той или
иной степени криминализированной субкультуры. При всем различии этих людей,
есть у них одно общее свойство — это «люди тени», воспитанные в духе морального
релятивизма и психологии «подполья»…
— Однако
криминальной элита не может быть долго, даже явные корыстолюбцы, приходя к
власти, ищут благообразности…
— Элита вообще и политическая
элита, в частности, не может быть криминальной, ибо она мыслит метафизически.
Криминализируясь, элита перестает быть таковой, поскольку утрачивает контроль
над смыслами. Ведь ее главная задача — стратегическое управление обществом,
т.е. искусство рождать смыслы, образы будущего для себя и тех, кого она ведет.
И при этом квалифицированно действовать в предложенных историей
обстоятельствах.
Карл Манхейм в свое время
писал: «Существование элиты определяется не жаждой власти отдельных
индивидов, а общественной потребностью в исполнении стратегических функций
особо квалифицированными людьми». Например, коррупция — это не
взяточничество, или, точнее не только и не просто взяточничество, коррупция —
недопустимое расширение пространства рыночных операций, то есть внутреннее
разрушение социального текста и личности. И одновременно специфичная,
примитивная — рефлекторная система управления, присущая ситуационному
сознанию. Деградировавшая личность не в состоянии улавливать ритмы истории и
создавать целостное, долгосрочное целеполагание, она блюдет шкурные интересы,
видя в политике лишь интригу, и в результате проигрывает игрокам с «длинной
волей», иным жизненным горизонтом и стратегией.
Я как-то уже признавался, что
меня, да и не меня одного, с некоторых пор не оставляет ощущение оскудения и
истощения миростроительных энергий страны, распространяющегося в ней торжества
«животного идеала». Тот же Карл Манхейм отмечал: «человек (а мы можем
добавить: общество — А.Н.), для которого не существует ничего, помимо
его непосредственных обстоятельств, не является человеком». Или, быть
может, сейчас уместнее вспомнить слова Гоголя: «Бесчестное дело брать взятки
сделалось необходимостью и потребностью даже и для таких людей, которые и не
рождены быть бесчестными. Знаю, что уже почти невозможно многим идти противу
всеобщего теченья». Дефицит смыслов и личностей — критическое
обстоятельство для обитания в Новом мире. В России же подобная ситуация,
усугубляемая коррупцией душ и социального текста — равно его последующей
симуляцией («пресловутые российские «потемкинские деревни») — проявилась с
отчетливой остротой: и в сфере государственного управления, и политической
философии, и стратегической мысли…
— Как Вы
думаете, отчего все это происходит с Россией? Какое-то поразительное постоянство
у нашей страны — вновь и вновь переживать несчастья и потрясения. А ее правящие
слои, кажется, вновь и вновь наступают на те же самые грабли.
— Как российская, так и
советская политическая организация общества представляет амальгаму азиатских и
европейских кодов, что проявляется в характере управленческой модели. Попыткам
модернизации (в условиях отсутствия развитой городской, коммунальной культуры),
к примеру, нередко сопутствует тенденция закрепощения основной массы населения:
правления Петра I и Екатерины II — яркие примеры подобной двойственности...
Революция начала ХХ века, став
акселератором интенсивной, но редуцированной индустриальной модернизации —
совершавшейся на фоне революции масс и роста городского населения,
футуристического порыва и взлета научно-технической мысли — закрепила, в
конечном счете, преобладание азиатских структур управления: гегемонию
номенклатурного класса. Это обстоятельство в значительной мере
предопределило крах второй российской модернизации — постиндустриальной, проявив
конфликт между прежним номенклатурным и востребованным историей
постиндустриальным классом, приспособленным к усложнененным структурам мира.
В результате, в России-СССР во
второй половине восьмидесятых годов на арену выходила — в различных обличьях —
генерация людей, эклектичная по составу, по предмету своей деятельности, но
которую, в целом, можно было бы охарактеризовать как прообраз российского
постиндустриального класса. Эта страта, уже тогда изломанная и частично
коррумпированная, достаточно быстро нащупала путь к рычагам власти, однако
взять ее в руки так и не сумела, сдав другой пассионарной группе, основой
деятельности которой стала «трофейная экономика» и разнообразные схемы
перераспределения природной ренты.
Короткий горизонт
планирования, свойственный данной группе, и некоторые другие обстоятельства в
свою очередь предопределили переход власти в руки специфического
управленческого сословия. Впрочем, тему мы уже затрагивали…
Сословие это не склонно
повышать градус сложности российского социума, развивая институты гражданского
общества внутри страны и выступая в качестве субъекта стратегического замысла
вне нее. Ибо сии действия ведут к непосильному усложнению, подвижности
социального текста. В итоге, мы наблюдаем — что, в общем-то, несложно было
предсказать — симптомы возрождения монотонных кодов и причудливые реинкарнации
элементов прежней, иерархичной и статичной культуры (ср. выстраивание
пресловутой «властной вертикали»); созидая ли при этом подобие выхолощенного
«Союза ССР» (USSR abridged), или предъявляя симулякр «нового российского
империализма».
То же относится к сужению,
упрощению пространства публичной коммуникации. Симптоматично, что факт
революции 1991 года и ее последствий не получил культурной верификации. Но,
таким образом, на повестку дня вновь встает вопрос о роли российского
постиндустриального класса.
— Россия
продолжает свой крестный путь? И куда же он ее приведет?
— После исторического прорыва
оболочки застоя (брежневской «стабильности», столь неуместной в эпоху
революционных перемен на планете) и двух последующих десятилетий внутренних
потрясений у России-РФ — нового государства, с иным геополитическим контуром
и геоэкономической картографией — так и не сложилась общенациональная
корпорация, обладающая исторической и культурной идентичностью, равно как и
полифоничное гражданское общество. А вместо интеллектуальной и моральной
реформации мы наблюдаем социальный технократизм, «политический технологизм»,
культурный редукционизм и соответствующие им представления о «мыслящей России».
Демонстрируемый сегодня
правящим сословием прагматизм есть оборотная сторона острейшего дефицита
культурного капитала, заставляющего в поисках идентичности обращаться к самым
различным источникам, включая попытки одновременного воспроизведения противоречащих
друг другу социальных и культурных матриц. Присутствует в этом коктейле и столь
заметная сегодня тенденция нарастающей идеализации советского периода,
связанная с опытом 90-х годов и присутствием у рычагов власти социальной
группы, избежавшей в свое время запуска механизма люстрации, стремящейся к
исторической легитимации обретенного статуса…
У России-РФ нет национального
«смыслового каркаса» — вместо него обществу предлагается лоскутное одеяло,
отражающее мировоззренческую и социальную эклектику. Отсутствует и позитивное
проектирование исторической судьбы, что, конечно же, не исключает определенных
замыслов и масштабных политических интриг правящего слоя, сопряженных с
глобальным контекстом. Дело тут, скорее, в уровне рефлексии, нежели в ее
изощренности.
Внутри страны по-прежнему,
хотя и глуше, слышны разговоры об экономических и административных реформах, о
выборочных «национальных проектах», удвоении ВВП, борьбе с инфляцией, повышении
зарплат (сброшены с «корабля современности», кажется, лишь «догонялки»
Португалии). Что, однако же, не приводит на практике ни к сокращению высокого
уровня смертности, ни к ликвидации резкого разрыва в уровнях доходов населения,
ни к росту его социальной активности. Россия сегодня экономически используется,
но культурно все более отторгается доминирующей на планете цививилизацией
североатлантического мира.
Вместе с тем параллельно с
прежней практикой и социальной ментальностью в стране возникает каркас нового
социального организма. Сегодня в среднесрочной перспективе становится вероятным
разделение России на:
Ø государственность-А,
являющуюся островом транснационального архипелага, предоставляя ее
руководителям право на присутствие в элитном кругу. Подобное
государство-корпорация (в геоэкономическом понимании термина) строится из
совокупности систем управления десятка олигархических картелей, прежде всего в
сфере газо— и петроэкономики и систем их обслуживания (но также на других
производственных и ресурсных основаниях), соединенных в социально-политическую
связность под зонтиком новой национальной управленческой конструкции;
Ø и государственность-Б:
социальную, административную — обеспечивающую функционирование привычных,
общенациональных, однако уходящих в прошлое, ветшающих институтов и увядающих
ветвей власти.
Все это, впрочем, вполне
вписывается в стремительно меняющееся поствестфальское мироустройство,
основанное на принципах динамичной иерархии и глобальной безопасности.
— Но ведь
«новому классу» недостаточно просто организоваться, сплотиться, надо стать
конкурентоспособным, владеть широким спектром постиндустриальных управленческих
концепций и технологий. В чем заключается принципиальная новизна всего этого
аппарата, а также схем организации и управления бизнесом?
— Принципиальная новизна — во
взгляде на постсовременную социальную реальность как на динамическую
субстанцию, склонную к фазовым переходам и бифуркационным ситуациям, или,
несколько сгущая краски, как на перманентную турбулентность. А основная
стратегическая проблема, определяющая успех или провал предприятия, — в каком
регистре необходимо действовать: эффективно приспосабливаться к сложившимся
обстоятельствам либо проводить системную преадаптацию к вероятной будущей
ситуации.
Важных же особенностей
инновационных оргдеятельностных схем несколько — во-первых, внимание,
придаваемое сегодня антропологическим структурам, комплексным темам и
нематериальным активам. Во-вторых, предпочтение, отдаваемое сетевому и
проектному принципу формирования социоструктур. В-третьих, динамичное развитие
самой формулы нематериальных активов, а также иная (и множественная) скорость
социального времени. В-четвертых, выстраивание деятельности с учетом логики
«казино-экономики», где проигрыши заранее планируются, но сама игра ведется с
позитивным результатом, а генеральной целью является занятие и системное
освоение той или иной (желательно уникальной) ниши…
Осознание нелинейной природы
мира ведет к развитию и оперативному применению на практике соответствующих
методологий/технологий знания и действия. Все это востребовано сегодня в политике,
бизнесе, военном искусстве, в других сферах человеческой деятельности. Здесь за
последние десятилетия произошли интересные и революционные события. Но давайте
о научных и прикладных достижениях в области управления, которые взял на
вооружение постиндустриальный новый класс, поговорим в следующий раз — это
самостоятельная и большая тема…
Беседовал
Олег Банных