5.2. Базовое
социальное противоречие эпохи глобализации
В классической работе В.Иноземцева
«Социальное неравенство как проблема становления постэкономического общества»
весьма убедительно показано изменение основного социального противоречия
развитых обществ по мере сокращения в их национальных экономиках удельного веса
индустриального производства и соответствующего увеличения доли сферы услуг.
Несмотря на сравнительно небольшой объем, эта емкая статья обобщает широкий
круг ключевых работ в данной области и носит фундаментальный характер,
позволяющий свести рассмотрение вопроса – разумеется, лишь в той степени, в
которой он представляет интерес в рамках настоящей книги - к изложению
некоторых ее основных тезисов.
С конца 50-х годов ХХ века, то есть
с момента первоначального осмысления последствий первой научно-технической
революции, социологи развитых стран все в большей степени обращали внимание на
ослабление экономического и политического влияния буржуазии, в индустриальном
обществе традиционно находившейся на самом верху социальной лестницы и образовывавшей
его элиту. Ее место постепенно занимали профессиональные менеджеры - руководители
крупных корпораций и значимых государственных структур, что позволило заговорить
о «революции менеджеров».
Однако дальнейшее развитие этой
тенденции показало, что названный феномен является лишь первоначальным и
внешним проявлением значительно более глубокого процесса – перехода контроля за
процессами общественного развития из рук владельцев капитала в руки владельцев
уникальных знаний и умений, прежде всего в сфере управления. Это естественно
при относительном уменьшении значения традиционных производительных сил и превращения
науки (и в первую очередь науки управления) в главную производительную силу, с
одной стороны, и соответствующего снижения значения традиционного,
материально-финансового капитала за счет увеличения роли капитала
интеллектуального – с другой. Фактически происходит неуклонное и
широкомасштабное «замещение денежного капитала интеллектуальным».
В результате в общественной жизни
развитых стран доминирующее положение занимает относительно новая социальная
группа, формирующаяся из работников интеллектуального труда, точнее -
«носителей информации о производственных процессах и о механизме общественного
прогресса в целом». По определению Дж.К.Гэлбрейта, новая
управленческо-интеллектуальная элита, названная им «техноструктурой», «включает
всех, кто привносит специальные знания, талант и опыт в процесс группового
принятия решений».
Принципиально важная особенность
этой элиты - ее значительно меньшая, чем в традиционном индустриальном
обществе, демократичность. «Капитал как источник знания и могущества заменяется
вовсе не трудом, а знаниями, так как они, в отличие от труда, являются «редким
производственным фактором», имеющим наибольший спрос при ограниченном
предложении. По этой причине складывающееся меритократическое социальное
устройство может быть только пародией на
демократию (выделено мной – М.Д.), и новые возможности социальной
мобильности не устраняют, но даже подчеркивают его элитарный характер».
В самом деле: «впервые в истории
условием принадлежности к господствующему классу становится не право
распоряжаться благом (доступом к информации – М.Д.), а способность им воспользоваться»
(СЛАВА). Однако сама эта способность
распределена исключительно неравномерно в силу как социальных, так и
биологических (наследственных) причин. В результате мы сталкиваемся с
потрясающей в своей наглядности иллюстрацией того общедоступного со времен
Великой Французской революции факта, что в силу объективного неравенства людей
предоставление им формально равных прав и помещение их в формально равные
условия лишь усугубляет это неравенство.
Новую элиту
общества образуют работники интеллектуального труда, способные производить
уникальные, неповторимые блага, связанные преимущественно с информацией и
управлением. Их роль неуклонно растет. В то же время не вызывает ни малейших
сомнений, что «способность продуцировать новые знания отличает людей друг от
друга в гораздо большей степени, чем материальное богатство; более того, эту
способность нельзя приобрести мгновенно – она в значительной степени
определяется на генетическом уровне…. Таким образом, по мере того, как новый
высший класс будет вбирать в себя самых достойных представителей прочих слоев общества, потенциал оставшихся будет
лишь снижаться…». (СЛАВА)
Это
свидетельствует о тенденции формирования в развитых обществах «предельно
поляризованной классовой структуры», которая «вызовет к жизни противоречия
более острые, нежели существовавшие на прежних ступенях общественной эволюции».
Исследователи современных развитых
обществ указывают на формирование в них «двух вполне оформившихся полюсов
социального противостояния. С одной стороны, это высший класс, представители
которого происходят, как правило, из образованных и обеспеченных семей,
…прекрасно образованы, исповедуют постматериалистические ценности и заняты в
высокотехнологичных отраслях…, имеют в собственности или свободно распоряжаются
необходимыми им условиями производства (т.е. …занимают высокие посты в
корпоративной либо государственной иерархии).
С
другой стороны, это низший класс нового общества, рекрутирующий представителей
рабочих профессий либо неквалифицированных иммигрантов, не имеющих хорошего
образования и не считающих его… ценностью; движимые в основном материальными
мотивами, обычно они заняты в материальном производстве, сфере услуг либо
являются безработными – временно или постоянно».
Именно эти
социальные группы «выступают центрами притяжения для тех, кто еще недавно
составлял… так называемый средний класс
– опору индустриального общества». (СЛАВА). Размывание этого среднего
класса, а с ним – и всего «общества благосостояния», стремительное превращение
«общества двух третей» в «общество половины» служит грозным сигналом для всего
развитого мира. Эта трансформация последовательно игнорируется и даже
отрицается сонмом безграмотных российских западников, ослепленных любовью к
грантодателям и жаждой слепого и хорошо оплачиваемого копирования их опыта, но
для специалистов самих развитых стран давно уже является самоочевидной.
Растущий
внутренний разрыв развитых обществ лучше всего иллюстрируется динамикой разрыва
в доходах между наиболее богатыми и бедными. Его сокращение, неуклонно шедшее,
например, в США со времен Великой Депрессии, затормозилось к середине 70-х
годов ХХ века, а с начала 80-х уверенно пошло вспять. Непосредственной причиной
стала растущая роль знаний и в первую очередь – уникальных знаний и способности
к интеллектуальному труду, ставших главной производительной силой общества.
Потребность
в них неуклонно росла, что вело к стремительному росту доходов соответствующих
специалистов; потребность же в рутинном, механическом труде столь же неуклонно
снижалась, что способствовало сначала стагнации, а затем и падению доходов соответствующих
групп занятых. Первоначально это явление было названо «расслоением по признаку
образования»: «За период с 1968 по 1977 годы в Соединенных Штатах реальный
доход рабочих вырос на 20%, и это увеличение не зависело от уровня образования
работников. Люди с незаконченным средним образованием повысили свой доход на
20%, а выпускники колледжей – на 21%. Но за последующие десять лет разница в
уровне образования стала решающим фактором. С 1978 по 1987 годы доходы в
среднем выросли на 17%, однако доход работников со средним образованием … упал
на 4%, а доход выпускников колледжей повысился на 48%. Число рабочих мест, не
требующих высокой квалификации, резко сокращается, и тенденция эта сохранится и
в будущем».
Весьма
существенное изменение произошло на рубеже 80-х и 90-х годов, с началом
глобализации. Если в 80-е годы высшее образование и занятость в финансовой и
управленческой сферах еще позволяли поддерживать относительно высокий уровень
доходов, то в 90-е годы требования к творческому характеру и уникальности знаний
и управленческих навыков возросли настолько, что высшее образование само по
себе перестало гарантировать жизненный успех. Выпускник университета столкнулся
с необходимостью серьезной послевузовской подготовки и напряженной
интеллектуальной работы, в ходе которых он доказывал уникальных характер своих
способностей и умений и в первую очередь – способность к самостоятельному
высокоэффективному творчеству в соответствующих сферах человеческой деятельности.
(СЛАВА)
«Рост
благосостояния наблюдается в основном у высококвалифицированных работников и
практически не затрагивает большинство людей, включение которых в совокупную
рабочую силу общества представляется
насущной необходимостью» (СЛАВА). «Даже в Америке всегда существовал
привилегированный класс, но никогда ранее он не находился в такой опасной
изоляции от окружающего мира».
Принципиально
важна все более полно проявляющаяся в развитых обществах тенденция к «замыканию
новой высшей социальной страты». Достаточно указать, что только в период с 1970
по 1990 года реальный (с учетом инфляции) рост средней стоимости обучения в
частных университетах США превысил 1,6 раза.
«В рамках
складывающейся новой социальной структуры можно прогнозировать как продолжение
существующей поляризации, так и замыкание различных социальных и
профессиональных общностей с дальнейшей поляризацией внутри каждой из них. В
научной литературе … не подвергается сомнению наличие разрыва между наиболее
обеспеченной и приспособленной к современным… переменам стратой и большинством
общества, который будет расти, а также тот факт, что основной социальной
проблемой становится рост бедности формирующегося низшего класса».
Социальный
конфликт, зреющий в недрах современных развитых обществ, носит несравнимо более
глубокий и непримиримый характер, чем даже традиционный для индустриального
общества конфликт между буржуазией и пролетариатом. Причина - такие новые
явления, как:
·
принципиальное
различие мотиваций между доминирующим и подавляемым классом (для первого
характерна постэкономическая мотивация, то есть стремление к самореализации, а
не к богатству); эта проявившаяся впервые в истории противоположность целей при конкуренции за одни и те же ресурсы не
позволяет им «говорить на одном языке» и достигать компромисса (нечто схожее
наблюдается в конкуренции между цивилизациями – подробней о ней см. параграф
10.2.3.);
·
независимость
доминирующего класса от подавляемого: если буржуазия не может существовать без
пролетариата, что и позволяет последнему бороться за свои права, то современная
управленческо-интеллектуальной элита не нуждается непосредственно в рутинном
труде традиционных занятых, так как производит и реализует новые знания и
умения без их помощи;
·
ограниченность
возможностей вхождения в ряды работников интеллектуального труда личными
способностями (во многом обусловленными наследственностью, а не воспитанием),
дороговизной образования и тем, что, «когда человек осознал себя недостаточно
образованным, оптимальный период для получения
современного образования уже позади». (СЛАВА)
Все эти относительно новые, не
представимые в индустриальном обществе явления были кардинально усилены
массовым распространением технологий формирования сознания, ставшим одним из
факторов начала глобализации.
Базовое противоречие развитого
общества, которое лишь начинало складываться и проявляться в ходе
научно-технической революции и распространения информационных технологий, на вершине
этого процесса – в условиях глобализации и тотального доминирования технологий формирования
сознания – обнажилось в полном объеме и во всей своей безобразной самоочевидности.
Сегодня это противостояние двух
обособленных друг от друга, не понимающих друг друга и не нуждающихся в этом
понимании групп населения. Верх «социальной лестницы» занимают
интеллектуально-управленческая элита и обслуживающие ее профессионалы, плавно
трансформировавшиеся в «информационное сообщество», а точнее – уже и в
«информационный класс». Они обеспечили высочайший уровень благосостояния и
потому стремятся не столько к увеличению доходов, сколько к самореализации. Ей
противостоят разнородные разрозненные массы, добывающие привычный объем
материальных благ за счет дешевеющего рутинного труда. Занимайтесь спортом! Фитнес в Уфе!
Это противоречие последовательно
обостряется, носит все более антагонистический характер и сегодня не имеет
видимого конструктивного взаимоприемлемого выхода.
Базовым социальным противоречием эпохи глобализации стало противоречие между «информационным
сообществом», участвующим в разработке и применении технологий формирования
сознания, и всех остальных социальных слоев и групп современного общества,
члены которого являются простым объектом систематического применения указанных
технологий.
Более того: все более очевидные и
близкие перспективы применения к человеку биотехнологий, кардинально повышающих
его качества (в том числе, вероятно, творческие и интеллектуальные) способны
перевести это противоречие на качественно иной и, по-видимому, совершенно безнадежный
уровень противостояния групп организмов, различающихся не только с социально-экономической, но и с
биологической точки зрения. (СЛАВА, ФУКУЯМА)
Недаром в развитых странах «в
последние годы осознание необратимости нового социального расслоения становится всеобщим».(СЛАВА).
* * *
На наших глазах под воздействием
процессов глобализации происходит все более жесткое и необратимое разделение
людей, социальных групп и, как будет
показано ниже (см. параграф …), целых обществ по степени их участия в
создании и использовании информационных технологий и - в практически полной
взаимосвязи с этим - по их богатству.
Каждое из этих обществ (кроме разве
что «конченых» стран), в свою очередь, необратимо разделяется на
«информационное сообщество» и всех остальных. Наиболее острым и болезненным это
разделение окажется там, где доля «информационного сообщества» в населении
будет наибольшей, - в развитых странах и в первую очередь в наиболее развитой
стране – в США.
Подобная внутренняя неоднородность
будет «встроенным дестабилизатором» этого, наиболее развитого и сильного
общества. А значит, бурная и беспощадная информационная революция не оставляет
надежды на спокойное и обеспеченное будущее даже ему.