4.5. Вырождение демократии
«Демократия отвратительна, но это лучшее, что создало человечество»
(Уинстон
Черчилль)
Одним из наиболее значимых и потенциально наиболее
опасных негативных следствий широкомасштабного применения управляющими
системами технологий формирования сознания представляется извращение или, по
крайней мере, существенное ограничение
демократии, наглядное сужение сферы ее действия.
Следует сразу же сделать принципиально важную оговорку.
Понятие «демократия» употребляется здесь не для обозначения набора формальных
общественных институтов вроде парламента, политических партий, официально
независимых судов и средств массовой информации, существующих и при многих
откровенно авторитарных политических режимах (достаточно вспомнить многопартийность
во многих социалистических странах), но в первичном, исходном значении этого слова.
Для эффективности управления нужна не формальная, а
содержательная демократия,
понимаемая не как набор тех или иных средств, различных в различных ситуациях
(в частности, при разных степенях развития общества), но как достижение результата: обеспечения
максимально полного учета управляющей системой интересов и мнений, существующих
в управляемой структуре.
Изучение слухов, сплетен и
частных разговоров крестьян, проведенное Третьим (жандармским) управлением
показало ошибочность, а точнее – устарелость этого подхода: накануне отмены
крепостного права произошел буквально взлет самосознания крестьянства,
приведший к появлению и распространению идей личной свободы. Именно понимание
этого органами государственного управления существенно скорректировало характер
реформы, сделав возможным освобождение крестьян без земли, а следовательно, - и
саму реформу в том виде, в котором она была осуществлена. (КАРА-МУРЗА)
Причина подрыва демократии в ходе глобализации
заключается прежде всего в отмеченном едва ли не всеми рассматривавшими этот
вопрос исследователями ослаблении государства, являющегося несущей конструкцией
и опорой современных демократий.
4.5.1. Размывание государства:
параллельные центры власти
Наряду с возникновением Интернета и глобального рынка
капиталов размывание государства является едва ли не единственным фактом,
признаваемым подавляющим большинством исследователей процессов глобализации.
«Информационные, финансовые и иные процессы,
связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по
контролю внутриполитической ситуации и управлению ею. Отдельные государства,
находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, теряют
суверенитет над национальной экономикой… Выходят из-под контроля информационные
потоки. Многие функции, ранее выполнявшиеся правительствами, переходят к транснациональным
корпорациям, институтам гражданского общества. Национальные и международные
неправительственные организации… оказывают растущее влияние на общественное
мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют функции
социальной защиты и даже принимают участие в деятельности комитетов и комиссий
ООН. Правительства частично утрачивают монополию на реализацию властных полномочий.
Власть растекается.»
Традиционные
властные полномочия государства буквально вырываются у него как
наднациональными, так и внутренними структурами, в сфере как международных
отношений, так и внутренней политики. Более подробно этот процесс будет
рассмотрен в параграфе 10.2., а пока отметим лишь, что основными видами наднациональных
структур, ограничивающих полномочия и реальные возможности государства, в
настоящее время являются:
·
разнообразные
органы международного управления и урегулирования, создаваемые на
межгосударственном уровне (классические и наиболее известные примеры – НАТО и
переживающая после «холодной войны» кризис идентичности ООН, а также МВФ и
Мировой банк);
·
транснациональные
корпорации;
·
международные
общественные, религиозные и преступные организации (их объединяет
негосударственный и преимущественно внеэкономический характер объединения и
целеполагания);
·
глобальные СМИ.
Последние
- единственные ограничивающие государство структуры, не являющиеся
самостоятельными участниками глобальной конкуренции. Они ограничивают влияние
всякого государства на жизнь создавшего его общества, так как являются
непосредственным инструментом формирования глобального, международного
общественного мнения и «моральных стандартов», неизбежно навязываемых
государствам – тем эффективнее, чем более слабым то или иное государство является.
Глобализация
ограничивает роль государств не только «сверху», но и «снизу», укреплением и
прямым выходом на международную арену отдельных элементов общества. Как
правило, это те же самые структуры (кроме изначально межгосударственных),
которые ограничивают государство «сверху», но на более раннем этапе своего
развития, когда они еще не стали полностью международными и не утратили своего
национального «лица».
Помимо
корпораций, превращающихся в транснациональные, значительную роль начинают
играть регионы, причем увеличивают влияние как наиболее, так и наименее
развитые экономически территории. Первые приобретают определенную автономию в
обмен на политическую лояльность и согласие на перераспределение их средств в
пользу вторых, а вторые – получая некоторую самостоятельность в международных
контактах в качестве дополнительного инструмента саморазвития, в обмен на
относительное уменьшение прямой поддержки со стороны государства.
Главным
источником влияния структурных элементов общества, позволяющим им подниматься
до уровня государства и вступать с ним в диалог, становится их выход на
международную арену и привлечение на
свою сторону глобальных сил.
Привлекая
для взаимодействия с государством внешние силы, соответствующие элементы
общества неминуемо становятся проводниками их интересов. Здесь нет злого
умысла, это абсолютно естественный и стихийный процесс – своего рода плата за
поддержку, которую элементы того или иного общества оказывают внешним силам, на
которые они опираются в диалоге (или противостоянии) с государственными
структурами.
Однако этот естественный процесс создает потенциальную
и часто реализующуюся угрозу. Так как современный мир лишь в минимальной
степени может быть признан идеалистичным, внешние силы оказывают поддержку тем
или иным общественным элементам в их диалоге с государством лишь в обмен на
продвижение теми их собственных интересов. В большинстве случаев эти интересы
не совпадают с интересами соответствующих обществ, так как иначе они
реализуются этим обществом самостоятельно, и потребность в их специальном
продвижении при нормальном функционировании общественных механизмов просто не
может возникнуть.
В результате общественные структуры, опирающиеся на
внешние силы, становятся проводником их интересов – «пятой колонной», часто
стоящей на службе конкурентов их собственного общества и действующей прямо
против него.
Так, развитые страны используют глобальные и национальные
сети разнообразных негосударственных организаций (в том числе и образующих так
называемое «гражданское общество») для навязывания своих стандартов менее
развитым обществам. Эти стандарты, вызревшие в иных условиях, в лучшем случае
непосильны для указанных обществ и часто не только не соответствуют их
условиям, но и прямо подрывают и культурные, и материальные основы их конкурентоспособности,
а то и самой жизни.
Таким образом, снижение роли государства в ходе
глобализации, ограничивая влияние общества на реально осуществляемую политику и
на свое собственное развитие, способствует навязыванию этому обществу внешних,
глубоко чуждых, а часто и прямо враждебных ему интересов, мотиваций и
практических действий.
4.5.2. Элита: прорыв в никуда
Принципиально
важно, что ограничение демократии осуществляется технологиями формирования
сознания не только через размывание и ослабление роли государства, но и
непосредственно, при помощи специфического характера и последствий
массированного воздействия на сознание.
Дело в том, что для формирования сознания общества по
чисто технологическим причинам нет нужды преобразовывать сознание всего населения.
Достаточным оказывается значительно более простой и менее затратный вариант:
добиваться нужного поведения общества воздействием не на все его слои, но лишь
на элиту.
Элита
общества – его часть, участвующая в принятии важных для него
решений, в формировании его сознания или являющаяся примером для подражания.
Длительные,
концентрированные и в каждом отдельном случае целенаправленные усилия по
формированию сознания изменяют сознание элиты более быстро, чем сознание
общества в целом, и при том – совершенно особым, специфическим образом. В
результате оно постепенно начинает коренным образом отличаться от сознания
основной части общества.
В
ситуации, когда способ мышления и мировоззрение элиты весьма существенно
отличаются от наиболее распространенных в обществе, элита отрывается от него и тем самым утрачивает не просто свою
эффективность, но и свою общественно полезную функцию, которая, собственно
говоря, и делает ее элитой, и
оправдывает ее существование. Подвергнувшаяся форсированному воздействию
информационных технологий, форсированной перестройке сознания элита по-другому,
чем возглавляемое и ведомое ею общество, мыслит, исповедует иные ценности,
по-другому воспринимает окружающий мир и совершенно иначе реагирует на него.
Это
уничтожает сам смысл демократии (лишая оправдания в том числе и существование
формально демократических институтов), так как идеи и представления, рождаемые
обществом, уже не диффундируют наверх по капиллярам социальных систем, но
просто не воспринимаются элитой и, соответственно, перестают влиять на
общественное развитие непосредственно, через изменение поведения этой
управляющей системы. Поиграть в лучшие игровые автоматы и слоты от игрового клуба Вулкан вы можете тут . На сайте вам предлагают играть на игровых слотах бесплатно без регистрации и смс онлайн.
В результате потенциал демократии съеживается до совершенно
незначительных размеров самой элиты. С
какой скоростью и насколько при этом незаметно для общества протекает данный
процесс, наглядно демонстрирует пример нашей страны, в которой «демократы» уже
в 1998 году, то есть за семь лет своего господства оторвались от народа
значительно сильнее, чем коммунисты – за семьдесят лет своего.
До момента коренного преобразования сознания элиты мы
видим на довольно многочисленных исторических примерах (как в России, так и в
других странах), что относительная эффективность системы управления способна на
ограниченные промежутки времени во многом компенсировать слабость или даже
отсутствие традиционных демократических институтов.
Пример
9.
Демократия прямого действия:
Рузвельт,
Сталин, Ельцин
Не
обращаясь вновь к приведенным выше и во многом экстремальным примерам,
касающимся спецслужб, отметим, что в начале 30-х годов ХХ века, когда
практически все развитые страны столкнулись с соблазном тоталитаризма, письма
американских граждан президенту США совершенно неожиданно стали важным
инструментом корректировки экономической политики государства. Ф.Д.Рузвельт добился
того, чтобы по многим из них направлялись специальные представители президента,
которые «задним числом» изменяли условия коммерческих сделок, недопустимо
ухудшавших положение граждан и создававших при широком применении угрозу
неприемлемого обострения социальной ситуации.
Классическим примером такого рода
стало и получение в начале войны Сталиным письма от безвестного старшего
лейтенанта Флерова, в котором тот извещал всесильного и (как молчаливо
предполагалось пропагандой) всеведущего диктатора об исчезновении из немецких научных
журналов статей по ядерной физики. Это письмо не просто дошло до адресата – оно
было в полной мере воспринято им и (разумеется, наряду с другими сигналами подобного
рода) стало одной из причин развертывания советской ядерной программы.
Сегодня такое развитие событий невозможно в принципе.
Даже если письмо простого человека дойдет до окружения лидера, продравшись
через сито отдела писем (который докладывает «наверх», как правило, лишь
статистику: количество писем и их тематика), руководство с высокой степенью вероятности просто не поймет, что
же на самом деле означает соответствующее письмо.
Измененное сознание элиты заставляет ее и руководимое
ею общество вкладывать совершенно иной смысл в те же самые слова и делать самые
различные, порою прямо противоположные выводы из одних и тех же сочетаний
фактов. Современный руководитель информатизированной системы управления просто
не воспримет слова ни старшего лейтенанта Флерова из 1941 года, ни безвестного
шахтера полвека спустя. Он может повстречаться с «ходоками», как Ленин, может
даже пойти «в народ», - но не чтобы что-то понять или прочувствовать самому, а
лишь чтобы улучшить свой имидж среди элиты, укрепить популярность в глазах того
же народа и поддержать рейтинг – политический аналог рыночной капитализации.
Это достойная, но совершенно недостаточная для
всякого разумного и ответственного руководителя цель.
Таким образом, в условиях широкого применения управляющими
системами технологий формирования сознания элита и общество, используя одни и
те же слова, вкладывают в них разный смысл. Они в прямом смысле слова «говорят
на разных языках»: обладают разными системами ценностей и преследуют не воспринимаемые
друг другом цели. Они могут дружить, обогащать и поддерживать друг друга, могут
вводить друг друга в заблуждение и даже враждовать, но утрачивают способность к
главному – к взаимопониманию. Как когда-то писал Дизраэли по несколько иному поводу (о бедных и богатых), в стране возникают
«две нации».
Эта утрата взаимного понимания и разрушает
демократию, подменяя ее хаотической пропагандой, перманентной информационной
войной разной степени интенсивности, которую ведут друг с другом наиболее
значимые политико-экономические силы. «Мирное время отличается от войны тем,
что враги одеты в твою форму».
И общественное сознание – не только цель, но и поле
боя.
Разрыв между сознанием общества и элиты усугубляет
то, что в информатизированном обществе, то есть обществе, в котором технологии
формирования сознания применяются широко, критически значимым влиянием обладает
значительно более узкий круг лиц, чем в традиционном, до-информационном
обществе (хотя сама элита вследствие фрагментации общества и свободы
коммуникаций может быть и шире). Это вызвано прежде всего технологическими причинами:
одновременной небывалой мобильностью и концентрацией ресурсов. Классическим пример - современный глобальный
фондовый рынок: изменение сознания буквально сотни его ключевых игроков (или
даже их представителей на бирже) способно коренным образом изменить всю
финансовую ситуацию в мире.
В результате происходит раздробление сознания самой
элиты: каждая ее профессиональная часть, естественным образом воспринимая мир
прежде всего через призму «профильных» проблем, подвергается своей собственной,
особой перестройке сознания, что отрывает ее не только от общества в целом, но
и от других частей элиты. Дробление элиты делает невозможной даже
«внутри-элитарную» демократию и поддерживает постоянные противоречия не только
между элитой и обществом, но и внутри нее самой.
Конечно, эти противоречия можно рассматривать как
фактор адаптивности общества, обеспечивающий его гибкость: при возникновении
новых проблем недовольные группы элиты могут натравить общество на управляющую
систему и, изменив ее, обеспечить приспособление общества к новым реалиям.
Однако
такая гибкость слишком дорога, ибо обеспечивается за счет постоянного
поддержания (а то и накопления) внутренней напряженности в обществе и в элите
по принципу «все против всех». Сохраняющееся непонимание между обществом и
фрагментами элиты (в том числе и теми, которые пытаются им манипулировать)
делают вероятным последствием любого резкого движения в политической плоскости
выход ситуации из-под контроля.
Таким образом, вырождение
демократии лишает общество важнейшего «встроенного стабилизатора»,
примитивизирует его внутреннее устройство и делает его угрожающе нестабильным.