4.2. Эффект самопрограммирования
В условиях размывания реальности существенной чертой
процесса формирования сознания становится его неизбежно двусторонний, обоюдный
характер: формируя чужое сознание, вы тем самым совершенно неминуемо меняете и
свое. Создавая «искусственную реальность» для кого-то другого, вы в то же самое
время непроизвольно, а часто и незаметно для себя, и сами поселяетесь в ней. В этом отношении формирование сознания -
пример классической услуги (в экономическом смысле слова), которая в принципе
не поддается отделению от своего производителя.
То,
что основным объектом воздействия и преобразования со стороны человечества
становится сам инструмент познания – сознание - не просто качественно расширяет
мир кантовских «вещей в себе», недоступных для индивидуального познания в
каждый отдельно взятый момент. Принципиальное изменение характера труда порождает
бесконечность виртуальных представлений, «информационных фантомов», «зеркал»,
«отражений» реального мира, которые становятся все менее отличимы и отделимы от
него. Результат - качественное, неправдоподобное с точки зрения здравого смысла
и при этом исключительно быстрое расширение и усложнение мира (см. параграф …). Его отражения если и не
становятся реальностью, то начинают восприниматься людьми как
реальность и жить в их сознании вполне самостоятельной жизнью, образуя для
каждого них свой собственный «информационный мир».
В ходе воздействия на чужое сознание
и тем более формирования его вы обволакиваете его «информационными фантомами»,
конструируя для него специфический «информационный мир». Принципиально важно,
что он должен быть более комфортным, привлекательным, понятным и льстящим
самолюбию объекта вашего воздействия чем тот, который
складывается вокруг него «на самом деле» - вне вашего воздействия.
Это категорическое, технологическое
условие успешной работы по формированию чужого сознания. Вам удастся
сформировать или хотя бы скорректировать его нужным вам образом только в том
случае и только в той степени, в которой формируемый вами «информационный мир»
будет более привлекательным, более конкурентоспособным
чем тот, который складывается вокруг объекта вашего воздействия без вашего
участия – в том числе и благодаря осознанным усилиям ваших непосредственным
конкурентов.
Неизвестно, окажется ли ваше
предложение лучшим или просто хорошим; вы можете потерпеть поражение, объект
вашего воздействия может оказаться невосприимчивым к вашим усилиям. Ваши
конкуренты могут предложить ему мир, больше вашего соответствующий его
представлениям и потребностям.
Однако,
даже если вам не удастся «заманить» своего потенциального потребителя в
создаваемый именно вами «информационный мир», это не значит, что этот мир так и
останется необитаемым.
Один обитатель ему гарантирован: это
вы сами.
Хотите того или нет, но вы несете на
себе неотъемлемое бремя творца: создав мир – или фрагмент мира – вы не можете
просто стряхнуть его с души и идти дальше (по крайней мере, такое умение
требует исключительно редко встречающегося из-за своей противоречивости
сочетания профессиональных качеств). Созданные вами «информационные фантомы»
как минимум надолго остаются частью вашей личности; созданные вами
«информационные миры» крайне медленно и неохотно отделяются от вас.
Убеждая кого-то в чем-то (а
управление при помощи формирования сознания во многом сводится к убеждению), вы
неминуемо, просто в силу самого характера используемых вами технологий
убеждаете в этом же самом и себя. Выстраивая логические и эмоциональные
цепочки, призванные убедить собеседника в том или ином необходимом вам
постулате, вы проверяете эффективность своих построений
прежде всего на своем собственном сознании, которое способно выдержать подобные
испытания лишь до определенного, достаточно низкого предела.
В предельно грубой форме это можно соотнести с хорошо известным
сотрудникам правоохранительных органов всего мира «комплексом правдивого
мошенника». Это симптом непосредственно связан с тем, что люди инстинктивно
чувствуют, верит ли сам их собеседник в то, что он говорит. Поэтому, чтобы с
высокой степенью вероятности обмануть не страдающего излишней доверчивостью
человека, надо не просто изображать уверенность в правоте своих слов, но самому
- искренне и без остатка - поверить в нее, чтобы ни при каких обстоятельствах,
никак, ни словом, ни жестом, не продемонстрировать и тени неуверенности в прокламируемых
постулатах.
Замените слово «обмануть» словом «убедить», и вы обнаружите секрет - с
одной стороны, эффективного управления в современных условиях, а с другой -
ограниченности выдающихся менеджеров, популярных телеведущих и журналистов-аналитиков.
Понятно, что, невольно убеждая себя
в том, во что предстоит поверить объекту вашего воздействия, вы теряете как
минимум объективность. Ведь, чтобы
убедить, надо исключить сомнения, - то есть добровольно отказаться от «несанкционированного
использования» собственного разума и
запретить себе критическое восприятие не только своих слов, но и самой
действительности.
Столкнувшись в условиях
информационной революции с размыванием реальности, управляющие системы нашли выход
в ее повсеместном конструировании. Беда в том, что при этом они в силу вполне
объективных причин обращают внимание преимущественно на решение собственных,
сиюминутных задач, и не озабочены тем, как соотносятся с действительностью
«информационные миры», созидаемые ими в массовом порядке.
Между тем для
объектов управления расхождение между созданным управляющей структурой
информационным и реальным мирами может приобрести не просто пагубный, но и
летальный характер. Стараниями Льюиса Кэролла каждый
из нас легко представит себе Алису в Зазеркалье, но вряд ли сможет вообразить
свою собственную, реальную жизнь по финансовому – или любому иному - плану,
сверстанному этой Алисой в промежутке между «безумным чаепитием» и игрой в
крокет при помощи ежей и фламинго. Приобретая оригинальную pilaten black mask оптом , вы значительно экономите!
Вопреки узбекской пословице, если вы сто раз искренне
и с должным желанием убедить произнесете слово «халва», во рту у вас станет
сладко. Если же при этом опираться на всю мощь современных информационных технологий,
вы легко сможете и не вспомнить потом, ради чего начали всю эту историю, - но
едва ли не на всю жизнь запомните сладость и аромат в действительности никогда
не существовавшей халвы. В относительно
слабо развитых и особенно переходных обществах очень похожий эффект в массовом
порядке наблюдается по отношению к демократии.
Этот явление – самопрограммирование
– следует рассматривать в качестве первой и едва ли не наиболее грозной
опасности, связанной с превращением формирования сознания в наиболее эффективный
бизнес.
Управляющие системы, в массовом порядке применяющие
технологии формирования сознания, могут просто потерять адекватность в
масштабах уже не отдельных авторитарных режимов, но всего как минимум
развитого, а скорее – всего в массовом порядке
использующего информационные технологии мира.
Это
не может не привести к непредсказуемым, но гарантированно печальным
последствиям для всего человечества, которое будут вести постоянно впадающие в
эйфорию слепоглухонемые капитаны, убежденные в своей правоте и в полной
достаточности своих органов чувств.