Рождение креативной корпорации
Хотя хозяйственная
реальность 90-х годов свидетельствует о наличии в развитых странах различных
типов корпоративных структур — как традиционно индустриальных, так и
принципиально новых — можно уверенно утверждать, что лучшие времена компаний
индустриального типа остались в прошлом.
Во-первых, они уже не
контролируют общественное производство в прежней мере. В начале 60-х годов в
США 500 крупнейших компаний обеспечивали 17 процентов валового национального
продукта; к середине 70-х этот показатель достиг своего максимума на уровне 20
процентов, а в 1999 году снизился до 10 процентов.
В 1996 году половина
американского экспорта обеспечивалась компаниями с численностью персонала, не
превышающей 19 работников, и только 7 процентов его приходилось на предприятия,
применявшие труд более 500 человек; от 80 до 90 процентов прироста объема
американских экспортных поставок в 90-е годы также приходится на мелкие фирмы.
Аналогичный перелом
произошел и в сфере занятости. Если до 70-х годов крупные корпорации
последовательно расширяли свое присутствие на рынке труда, то в 1992—1996 годах
компании с персоналом, не превышающим 500 работников, обеспечили американской
экономике нетто-прирост более чем 11,8 млн. рабочих мест, в то время как
более крупные корпорации в совокупности сократили их численность на 645
тыс.
Во-вторых, резко
изменилась отраслевая специализация крупных компаний. Из числа крупнейших
выпали более 40 процентов корпораций, составлявших в начале 80-х годов элиту
мирового бизнеса. Основной причиной этого явления стал беспрецедентный успех
новых фирм, вытесняющих прежние из лидирующей группы. Сегодня хозяйственный
рост сосредоточен в высокотехнологичных отраслях — производстве компьютерных
программ и баз данных, компьютеров и электроники, в сфере телекоммуникаций, в
здравоохранении, а также в издательской деятельности, рекламном бизнесе,
“индустрии развлечений”. Новые процветающие компании действуют главным образом
в весьма узких секторах рынка и не только максимально отвечают нуждам клиентов,
но и формируют у них качественно новые потребности, серьезно отличаясь в этом
аспекте от промышленных гигантов, ориентированных на массовое производство.
Успехи
высокотехнологичных фирм стали наиболее отчетливо проявляться в США в последнее
десятилетие. Уже к середине 90-х годов 15 из 20 самых богатых людей Соединенных
Штатов представляли компании, возникшие в течение предшествующих двадцати лет —
“Майкрософт”, “Интел”, “Делл”, “Оракл”, “Виаком”, “Метромедиа”, “Нью Уорлд
Коммюникейшнз” и т. п. Как следствие, заметно изменилась структура фондового
рынка, что свидетельствует о глобальных сдвигах в американской экономике. Среди
11 укрупненных отраслей хозяйства, представленных компаниями, которые входят в
индекс S&P 500, в 1960 году тремя основными были энергетика, сырьевая
промышленность и производство потребительских товаров длительного пользования.
Относящиеся к ним фирмы обеспечивали 17,8; 16,5 и 10,8 процента суммарной
стоимости индекса; последние два места занимали финансовые компании (2,0 процента)
и фирмы, действующие в области медицины и фармацевтики (2,6 процента). В 1996
году их позиции в этом списке поменялись: финансовые услуги и медицина заняли
первое и четвертое места (14,6 и 10,7 процента), тогда как энергетический
комплекс спустился на 8-ю строчку (8,9 процента), сырьевые отрасли — на 9-ю
(6,9 процента), а компании, представляющие массовое производство товаров
народного потребления, заняли предпоследнюю позицию (2,7 процента).
В европейских странах
бум постиндустриальных компаний начался в середине 90-х годов. В 1996 году был
учрежден европейский индекс для высокотехнологичных корпораций EASDAQ, в
листинге которого находились 26 компаний общей стоимостью 12 млрд. долл. (для
сравнения отметим, что в США в середине 1998 года в его американский аналог —
NASDAQ — входили 5412 компаний с суммарной капитализацией в 2,1 трлн. долл.).
Рост котировок индекса EASDAQ составил примерно по 100 процентов в 1997 и 1998
годах; германский и французский высокотехнологичные индексы, Neuer Markt и
Nouveau Marche, на протяжении 1999 года выросли на 66,2 и 135,3 процента,
соответственно.
Содержательными, с
точки зрения нашего анализа, представляются не только общие характеристики
высокотехнологичных компаний, но и сравнение их отдельных производственных
показателей с показателями корпораций, оперирующих в традиционных отраслях.
Возьмем в качестве примера компании, действующие в компьютерной индустрии и в
автомобилестроении. В 1996 году три крупнейшие американские автомобильные
корпорации — “Дженерал моторc”, “Форд” и “Крайслер” — применяли в совокупности
труд 1,1 млн. работников и продавали продукции на 372,5 млрд. долл. В это же
время три лидера компьютерной индустрии — “Интел”, “Майкрософт” и “Сиско
Системе” — имели персонал в 80 тыс. человек и обеспечивали объем продаж в 33,6
млрд. долл. При этом суммарная капитализация упомянутых автомобильных компаний
составляла 103 млрд. долл., а компьютерных — 270 млрд. долл. По итогам 1996
года “Интел” и “Майкрософт” впервые вошли в десятку крупнейших корпораций мира,
заняв седьмое и восьмое места с рыночной капитализацией в 107,5 и 98,8 млрд.
долл., соответственно; в конце 1997 года “Майкрософт” была уже третьей — с
капитализацией более 140 млрд. долл., а в январе 1999-го она вышла на первое
место в мире с рыночной стоимостью, превышающей 400 млрд. долл. Вместе с тем
как по размерам основных производственных фондов, так и по объемам продаж
“Майкрософт” остается лишь во второй сотне крупнейших американских фирм.
Наиболее успешные
высокотехнологичные компании обязаны своим феноменальным взлетом одному или
нескольким людям — их основателям и владельцам, не утрачивающим контроль над
своим детищем. Так, Б.Гейтс владеет сегодня 21 процентом акций “Майкрософт”,
оцениваемых более чем в 82 млрд. долл.; М.Делл контролирует около трети акций
компании “Делл” стоимостью около 11 млрд. долл.; Дж.Безос заработал 2 млрд.
долл. в качестве основателя “Amazon.com”, интернетовской компании по продаже
книг, капитализация которой составляет 6,3 млрд. долл., что превышает суммарную
стоимость двух ведущих книготорговых фирм США — “Бордерc Груп” и “Бэрнс энд
Ноубл”; Д.Фило и Дж.Янг стали миллиардерами, будучи совладельцами не менее
знаменитой “Yahoo!”, а С.Кейз владеет значительным пакетом акций созданной им
“Америка-он-лайн”, рыночная стоимость которой оценивалась летом 1998 года в 27
млрд. долл. Одним из наиболее показательных примеров может считаться успех
компании “Комдирект”, созданной с целью обслуживания вкладчиков и инвесторов в
германском “Коммерцбанке”; фактически не обладая никакими материальными
активами, данная компания, как ожидается, получит в ходе первичного размещения
своих акций в июне 2000 года рыночную оценку на уровне 100 млрд. долл., что
существенно превышает капитализацию самого “Коммерцбанка”.
Экспансия
информационной экономики нарушает традиционную корпоративную логику, меняет
ориентиры, которыми компания руководствуется в своей деятельности. Способность
использовать информационные потоки, производить новую информацию и обеспечивать
ее коммерческое распространение становятся главными факторами успеха в мире
современного бизнеса. Косвенные свидетельства тому — беспрецедентные успехи
корпораций, специализирующихся в сфере производства и обработки данных. Так,
одно только объявление о выходе на рынок программы Windows95 обеспечило такой
рост акций “Майкрософт”, что за несколько дней по рыночной стоимости она
обогнала “Боинг” — крупнейшего американского экспортера. Компании,
производственная стратегия которых не исходит из максимального использования
интеллектуального потенциала своих работников, оказываются в современных
условиях неконкурентоспособными.
Однако ценой
достижения высокотехнологичными фирмами невиданных успехов на фондовом рынке
становится формирование качественно новых отношений между работниками компании
и ее руководством. Если в условиях индустриального строя
инвесторы вкладывали свои средства, наблюдая постоянный рост собственных
активов той или иной компании, то сегодня рыночная стоимость креативных
корпораций обусловлена в первую очередь высокой оценкой интеллектуального
капитала ее работников, являющегося условием ее дальнейшего развития. Между
тем высококвалифицированный современный специалист, предпочитающий
экономическим стимулам возможность повышать свой интеллектуальный и культурный
уровень, уже не имеет жесткой зависимости от компании, так как может
производить свой информационный продукт и вне ее структур, имея необходимые
средства производства в личной собственности. Он продает владельцам компании
уже не свою способность к труду, а конкретные результаты интеллектуальной
деятельности; в результате возникает ситуация, когда все большая часть
персонала стремится, как отмечает П.Дракер, “работать вместе с компанией,
например, обрабатывая ее информационные потоки, а не на компанию (курсив
мой. — В.И.)”. Таким образом складывается ситуация, когда компания
больше нуждается в подобных сотрудниках, чем они в ней. Все более частыми
становятся случаи, когда внешне процветающие корпорации резко снижали свои
производственные показатели и даже поглощались конкурентами в связи с тем, что
не могли обеспечить своим сотрудникам желанные условия деятельности, и с их
уходом теряли тот интеллектуальный капитал, который прежде выступал основой их
инвестиционной привлекательности.
Одновременно
оказывается, что мотивация работников во все меньшей мере подчиняется
экономическим стимулам. Как отмечает Ю.Хабермас, сегодня “деньги и власть уже
не могут ни купить, ни заменить солидарность и смысл”. Персонал современной
корпорации не только является более индивидуалистичным и автономным — подобные
характеристики еще могли быть признаны адекватными в 80-е годы — он уже не
воспринимает материальные факторы и стимулы в качестве доминирующих над своей
деятельностью. Новая система мотивации, которая вначале получила название
“постматериалистической”, сегодня чаще обозначается уже как “постэкономическая”
(post-economic), и это отражает углубляющееся понимание того, насколько
серьезно современная система мотивов и стимулов отличается от той, что еще
недавно казалась незыблемой.
В результате принципы
управления современной корпорации перестают основываться на законах
функционирования иерархических структур. Предпочитающими традиционным
экономическим стимулам возможность повышать свой интеллектуальный и культурный
уровень, стремящимися воплотить в ходе производственного процесса свою
индивидуальность, обогатить свои способности и качества работниками “следует
управлять таким образом, как если бы они были членами добровольных
организаций”, и это меняет систему корпоративного управления самым радикальным
образом. Работники и руководители современных компаний оказываются уже не
востребованными на определенное время механическими автоматами и владельцами
бизнеса, а коллегами, будущее которых зависит от того, насколько оптимальным
образом они выстроят взаимодействие между собой. В результате сегодня
“корпорация представляет собой нечто большее, нежели совокупность процессов,
большее, чем набор продуктов и услуг, и даже нечто большее, нежели ассоциация
трудящихся людей; она является также человеческим обществом (курсив мой.
— В. И.), взращивающим, как и все сообщества, специфическую форму
культуры”. Конечно, современная хозяйственная система “базируется на
технологии, но в основе ее могут лежать только человеческие взаимоотношения;
она начинается с микропроцессоров и заканчивается доверием”.
Все это
свидетельствует о том, что экспансия производственных структур, которые, на наш
взгляд, наиболее правильно было бы называть креативными корпорациями, стала
приметой последнего десятилетия и в перспективе будет только нарастать. Каковы
же основные черты креативной корпорации?
Во-первых, она прежде всего
отвечает постматериалистическим устремлениям ее создателей; одной из главных ее
задач выступает преодоление внешних черт экономической целесообразности.
Креативная корпорация возникает, как правило, из недр прежних организационных
структур, которые сами по себе характеризуются сравнительно высокой
эффективностью, и формируется прежде всего в соответствии с представлениями ее
создателей об оптимальных способах реализации своего творческого потенциала.
Если возникшая таким образом компания начинает успешно функционировать, на
определенном этапе развития мотив самореализации ее организатора в качестве
разработчика, создателя и производителя принципиально новой услуги или
продукции, информации или знания дополняется, или даже замещается, мотивом его
самореализации в качестве создателя компании как социальной структуры.
Поэтому, как правило,
креативная корпорация проходит в своем развитии два этапа. На первом ее
основателями движет стремление к самореализации себя как создателей
принципиально нового продукта, и на этом этапе компания конкурирует
преимущественно с предприятиями, производящими аналогичные или близкие по своим
характеристикам товары или услуги. В этих условиях полностью раскрывается
творческий потенциал основателей компании, накопленный ими еще в прежней
организации. На втором основатели креативной корпорации социализируются
в новом качестве владельцев компании, которая сама оказывается главным
результатом и продуктом их деятельности; здесь они вступают в конкуренцию с
другими креативными корпорациями, безотносительно к тому, в какой сфере
хозяйства они действуют, так как доказательство своего превосходства и своей уникальности
может быть получено только от всеобъемлющего, а не узкоотраслевого успеха. Этот
второй этап представляется нам основным в эволюции креативной корпорации.
Во-вторых, креативные
корпорации строятся вокруг творческой личности, именно в этом своем качестве
гарантирующей их устойчивость и процветание. Характерно, что успех владельцев
креативной корпорации обусловлен отнюдь не тем, что они контролируют основную
часть капитала своих компаний, а тем, что они, как основатели бизнеса, ставшего
главным проявлением их творческих возможностей, олицетворяют в глазах общества
в первую очередь созданный ими социально-производственный организм. Эти люди
представляют собой живую историю компании, имеют непререкаемый авторитет в
глазах ее работников и партнеров. Примечательно, что несметные богатства новых
предпринимателей, ставших легендами современного бизнеса, сосредоточены не на
банковских счетах в оффшорных зонах, как у большинства российских “олигархов”,
а представлены акциями их собственных компаний и de facto не существуют вне
связи с их достижениями. Более того, реализовать принадлежащие им пакеты акций
в современных условиях практически невозможно, так как это неизбежно и
незамедлительно отразится на деятельности компании. Поэтому можно утверждать,
что именно отношение таких предпринимателей к бизнесу как в своему творению,
вызывающее большую приверженность целям данной организации, нежели отношение к
ней как к своей собственности, является важнейшей отличительной чертой
креативной корпорации.
В-третьих, креативная
корпорация, как правило, не следует текущей хозяйственной конъюнктуре, а
формирует ее, предлагая клиентам качественно новые продукты или услуги; при
этом креативные корпорации не принимают форму диверсифицированных структур и
конгломератов, а сохраняют ту узкую специализацию, которая была предусмотрена
при их создании. В значительной мере именно под воздействием небывалого
коммерческого успеха новых компаний черты их внутренней организации начали
перениматься и традиционными промышленными монстрами. В последние годы даже в
условиях гигантской волны слияний и поглощений стал заметен массовый отказ от
создания крупных конгломератов; при этом такие корпорации, как “Кока-Кола”,
IBM, “Дюпон”, “Дженерал Электрик”, “Истмэн Кодак”, “Метрополитэн Лайф” и многие
другие в середине 90-х годов продали большинство непрофильных фирм,
приобретенных ими в 80-е годы, и сосредоточили усилия на основных направлениях
своей деятельности. Таким образом, креативные корпорации играют в развитии
современного хозяйства гораздо более важную роль, чем это принято признавать,
так как они формируют не только новые потребности и определяют новые цели
общественного производства, но и ускоряют смену привычных форм хозяйственной
оганизации.
В-четвертых, креативные
корпорации не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и
демонстрируют тягу к постоянным преобразованиям, давая жизнь все новым и новым
компаниям. Ядром персонала креативной корпорации являются работники, которые,
как и ее основатели, движимы в первую очередь стремлением к собственной
самореализации и зачастую рассматривают деятельность в рамках компании как один
из шагов к началу собственного бизнеса. В условиях, когда деятельность
становится ориентированной на процесс, а отдельные работники в некотором смысле
персонифицируют определенные его элементы, для выделения из компании
самостоятельных структур уже не существует серьезных препятствий. В результате
креативные корпорации постоянно воспроизводят сами себя, их количество
стремительно растет, а возникающие в результате подобного “отпочковывания”
новые фирмы руководствуются в своей последующей деятельности теми же
принципами, что и предшествующие. При этом яркая индивидуальность
основателей и владельцев этих компаний не является проявлением их индивидуализма,
так как условием взаимодействия между творческими личностями становится
максимальная лояльность друг к другу и высокая степень солидарности,
воспроизводящиеся в каждой новой производственной структуре.
Безусловно, даже в
условиях современного технологического прогресса новые креативные корпорации не
могут полностью вытеснить адаптивные и даже традиционные, так как для развития
социальных структур характерна высокая степень преемственности. Кроме этого,
значительная часть компаний, производящих массовые материальные блага, не
говоря уже о небольших фирмах, действующих на уровне относительно замкнутых
локальных сообществ, не имеют внутренней потребности, вынуждающей их
трансформироваться в креативные корпорации. В этой связи можно вспомнить слова
Д.Белла о соотношении постиндустриальной, индустриальной и доиндустриальной
организаций. Креативные корпорации не устраняют ни адаптивные, ни даже
традиционные компании в той же мере, в какой постиндустриальное общество не
может заместить индустриальное и даже аграрное; они лишь определяют тенденции,
углубляющие комплексность общества и развивающие саму природу социальной
структуры.