Становление постиндустриальной корпорации
Основные изменения в
структуре и формах постиндустриальных корпораций порождены возникшей в
современных условиях необходимостью принимать во внимание
прежде всего внутренние, а не внешние аспекты деятельности компании, учитывать
не только приоритеты клиентов, но и личностные качества собственных работников.
Сегодня, когда информационная революция порождает новые продукты быстрее, чем в
обществе успевает возникнуть осознанная потребность в них, залогом успеха в конкурентной
борьбе становится не следование спросу, а его формирование. Это означает, что
мобилизация творческого потенциала работников компании оказывается основным
средством, обеспечивающим ее выживание и развитие. Малейшая остановка на пути
изыскания новых технологических и организационных решений чревата отставанием
от конкурентов и неизбежным крахом компании.
Значительную часть
персонала современных корпораций представляют интеллектуальные работники
(knowledge-workers). Западные исследователи относят к этой категории не менее
30 процентов всей рабочей силы, используемой в народном хозяйстве развитых
стран, причем этот показатель весьма устойчив и зависит скорее от масштабов
предприятия, чем от его отраслевой принадлежности. Как, в самых общих чертах,
выглядит “усредненный портрет” типичных представителей этой социальной группы?
Им присуща значительная социальная мобильность, они не ограничены выполнением
какого-либо одного вида деятельности, многие из них определяют свои наиболее
принципиальные интересы не в терминах максимизации личного богатства, а в
категориях собственного интеллектуального роста и развития. Все эти
обстоятельства с очевидностью обусловливают тот факт, что управлять такими
работниками, следуя лишь традиционным принципам менеджмента, практически
невозможно.
Между тем, как
свидетельствует практика последних десятилетий, высококвалифицированные
специалисты в большинстве случаев обнаруживают столь высокую способность к
самоорганизации, что их автономность и самостоятельность не наносят компании
ущерба. Более того, по мере роста численности таких работников резко снижается
потребность в менеджерах как представителях специальной категории занятых,
обладающих своими особенными функциями.
Последнее,
разумеется, не означает, что постиндустриальная корпорация представляет собой
некий самоуправляющийся коллектив. Эффективное руководство сообществом
интеллектуальных работников требует от менеджеров совершенно иных по сравнению
с корпорацией индустриального типа качеств. Безупречное исполнение управленческих
решений в структурах, предполагающих высокую степень автономности своих
подразделений, не в меньшей степени зависит от морального авторитета
руководителя в глазах работника, чем от его квалификации. Наемные работники
индустриальной компании движимы экономическими мотивами, и в этих условиях
одного того факта, что менеджер представляет волю собственника компании, вполне
достаточно для исполнения его решений. Координация деятельности
интеллектуальных работников требует от управляющего не столько непосредственного
давления на них ради качественного выполнения функций, заданных технологией
производственного процесса, сколько создания условий, в которых работник
способен ставить новые задачи и находить пути их решения. Особое значение, как
отмечает П.Дракер, сегодня имеет поддержание оптимального соотношения между
активизацией творческого потенциала работников и сохранением за руководителями
корпорации или ее подразделений прав и возможностей принимать решения,
касающиеся принципиальных путей и направлений развития компании.
В постиндустриальной
корпорации все более явным становится перенос акцента с отдельных
производственных операций на процесс создания продукта в целом. Главной задачей
работников выступает уже не модификация готового продукта, а максимально возможное
совершенствование приводящих к его созданию процессов от непосредственного
производства до инновационных решений, имеющих к формированию конечного
результата весьма отдаленное отношение.
Постиндустриальная
корпорация знаменует переход от централизованного управления к модульной
организации, в основе которой лежат небольшие компоненты, соединенные в
постоянно меняющиеся конфигурации. Следствием становится качественно новый тип
координации деятельности, который в современной социологической литературе
рассматривается как работа в составе команды (teamwork), или, точнее,
ассоциированная деятельность.
В условиях
современного производства ассоциированный тип деятельности имеет два
принципиальных преимущества. С одной стороны, он раскрепощает инициативу
творческих работников, стимулирует их к нововведениям и позволяет переносить
принятие ответственных решений на возможно более низкий уровень организационной
иерархии. При этом “необходимость вовлечения коллектива в данный процесс
диктуется не политической идеологией, а осознанием того факта, что система в ее
нынешних структурных формах не может эффективно
реагировать на быстро меняющиеся условия”. С другой стороны, небольшая мобильная
группа открывает наилучшие возможности для интерперсонального взаимодействия
творческих личностей, в ней естественным образом возникает чувство
коллективного действия, уравновешиваются индивидуалистические стремления. В
такой группе быстро формируются мотивационные ориентиры и этические ценности,
разделяемые всеми участниками; в результате моральное единство обеспечивает
основу для взаимного доверия. Деятельность каждого человека в составе
производственной ассоциации осуществляется не на основе решений большинства и
даже не на основе консенсуса, а на базе внутренней согласованности ориентиров и
устремлений.
В отличие от
корпорации индустриального типа, представлявшей собой вертикальную структуру,
постиндустриальная корпорация становится совокупностью коллективов, внутри
которых иерархический принцип управления оказывается неэффективным. Каждый
такой коллектив имеет свои цели, ценности и мотивы, своих лидеров и по сути
дела оформлен как некая завершенная организация. Это, в свою очередь, приводит
к тому, что жесткая вертикальная структура становится чуждой и для компании в
целом — смена дифференциации гомогенизацией ставит под вопрос само
существование корпорации в ее традиционном виде.
Весьма характерно в
этом отношении определение современной корпорации, распространившееся в 90-е
годы. Отталкиваясь от английского термина “enterprise”, подчеркивающего
характер компании как системы взаимосвязей и взаимозависимостей, его авторы
предлагают применять к современным корпорациям понятие “intraprise”, считая, что
оно более соответствует самоорганизующимся системам, предоставляющим
вовлеченным в них личностям дополнительные возможности и свободы.
Это обстоятельство
дополнительно подчеркивает тот факт, что в западном мире в последние
десятилетия идет активное теоретическое осмысление происходящих в данной сфере
процессов: появляются все новые и новые определения, акцентирующие внимание на
наиболее сущностных аспектах современной корпорации. Предложенный О.Тоффлером
еще в 70-е годы термин “адаптивная корпорация”, подчеркивавший гибкий характер
рыночного поведения и внутренней организации подобной структуры, все чаще
воспринимается ныне как устаревший.
Появление новых
обозначений и терминов, характеризующих постиндустриальную корпорацию,
свидетельствует не только о поиске понятия, приемлемого для научного
сообщества, но и о быстрых трансформациях самой корпорации. Порождая систему
модульной организации, современная компания обеспечивает условия для распада
ранее единой системы на новые структуры и общности, способные продолжить
самостоятельное существование, став мощными конкурентами материнской компании
не только в сфере профильного бизнеса, но и в совершенствовании принципов
внутрифирменной организации.
С точки зрения
современной социологии, особое значение имеет не степень инкорпорированности
компании в систему социальных институтов, не ее способность приспосабливаться к
изменениям внешней среды, а внутренняя структура компании и качества ее
персонала. В начале 90-х годов в научный оборот было введено понятие обучающейся
компании (learning company), постоянно модернизирующейся на основе непрерывного
повышения квалификационного уровня всех ее членов; оно получило широкое
распространение и применяется сегодня наряду с понятиями виртуальной и
креативной корпорации. Именно последнее определение представляется нам
адекватно отражающим суть формирующихся сегодня производственных структур.
Проследив путь
развития корпорации на протяжении последнего столетия, следует сделать вывод,
что как форма организации общественного производства она достигла состояния,
которое может рассматриваться в качестве последней ступени, предшествующей
переходу к производственным общностям, не являющимся корпорациями в собственном
смысле этого слова.