Совместная декларация КНР и Российской Федерации
Ниже
следует полный текст Совместной декларации Китайской Народной Республики и
Российской Федерации:
По приглашению Председателя Китайской Народной Республики Ху
Цзиньтао Президент Российской Федерации В.В.Путин
14-16 октября 2004 года посетил Китайскую Народную Республику с официальным
визитом.
Руководители обеих стран, придавая особое значение 55-летию установления
дипломатических отношений между двумя государствами, которое отмечается в
этом году, глубоко и всесторонне обсудили нынешнее состояние и перспективы
развития китайско-российских отношений, отметив, что вне зависимости от любых
изменений международной обстановки курс на углубление китайско-российских
отношений стратегического взаимодействия и партнерства является приоритетным
направлением внешней политики двух стран. Это отвечает фундаментальным
интересам обоих государств и народов двух стран, способствует поддержанию
мира и стабильности, а также экономическому развитию в регионе и во всем
мире. Руководствуясь искренним стремлением продолжить движение по пути
наращивания и углубления китайско-российских связей и контактов во всех
сферах взаимодействия, открыть новые перспективы их развития, главы двух
государств заявляют о следующем.
I
За последние 10 лет своего развития китайско-российские отношения вышли на
небывало высокий уровень. Важнейшей вехой на этом пути стал Договор о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой
и Российской Федерацией от 16 июля 2001 года -- программный документ,
определивший развитие китайско-российских отношений. Стороны будут верны духу
и принципам, определенным в Договоре, продолжат предпринимать необходимые
усилия для всестороннего претворения Договора в жизнь и реализации всех
достигнутых сторонами соглашений о сотрудничестве, а также непрерывного
наполнения новым содержанием китайско-российских отношений стратегического
взаимодействия и партнерства.
Стороны подчеркнули, что укрепление политического взаимодоверия, углубление
экономического сотрудничества, расширение гуманитарных и общественных связей,
а также тесная координация и сотрудничество в международных делах являются
важным содержанием китайско- российских отношений
стратегического взаимодействия и партнерства.
Стороны утвердили План действий по реализации положений Договора о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой
и Российской Федерацией на 2005-2008 годы. Стороны полагают, что в ближайшие
несколько лет данный документ будет иметь важное практическое значение для
реализации Договора, углубления и расширения сотрудничества во всех областях,
а также для дальнейшего развития китайско-российских отношений
стратегического взаимодействия и партнерства.
Стороны достигли договоренности об объявлении 2006 года Годом России в Китае,
а 2007 года -- Годом Китая в России.
Стороны подтвердили готовность оказывать взаимную поддержку в важнейших
вопросах, касающихся государственного единства, суверенитета и территориальной
целостности. Российская Сторона подтвердила, что будет и впредь
придерживаться своей принципиальной позиции по проблемам Тайваня и Тибета,
закрепленной в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между
Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 16 июля 2001 года и
двусторонних политических документах. Российская Сторона признает, что в мире
существует только один Китай. Правительство Китайской Народной Республики
является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а
Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает
против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, подтверждает, что
она поддерживает неприятие Китайской Народной Республикой "двух
Китаев", "одного Китая, одного Тайваня", выступает против
принятия Тайваня в ООН и другие международные организации, членами которых
являются лишь суверенные государства, не намерена поставлять вооружения
Тайваню. Российская Сторона признает Тибет в качестве неотъемлемой части Китая.
Китайская Сторона поддерживает все усилия Российской Стороны по защите
государственного единства и борьбе с террористическими и сепаратистскими
силами в Чечне.
Стороны отметили, что обмен визитами глав государств, парламентов и
правительств двух стран, а также проведение заседаний подкомиссий в рамках
механизма регулярных встреч глав правительств сформировали базовую схему
взаимодействия между двумя странами. Это способствует своевременной
координации позиций и тесному сотрудничеству Сторон по важным двусторонним и
международным вопросам, помогает давать ответы на вызовы современности. Китай
и Россия намерены прилагать усилия к развитию и совершенствованию всех
механизмов, призванных обеспечить бесперебойное функционирование
китайско-российского сотрудничества в политической, экономической,
научно-технической, гуманитарной и международной областях. Стороны считают,
что скорейший запуск механизма консультаций на высоком уровне по вопросам
безопасности имеет важное значение.
Стороны отмечают, что достигнутые договоренности по вопросу о прохождении
линии китайско-российской государственной границы на двух ее остававшихся
несогласованными участках являются сбалансированным и оптимальным вариантом,
при котором в политическом выигрыше находятся обе Стороны. Это означает, что
подписание Дополнительного соглашения о китайско-российской государственной
границе на ее Восточной части, а также два ранее подписанных соглашения о
государственной границе определили прохождение линии китайско-российской
границы на всем ее протяжении (более 4300 километров). Таким итогом следует
дорожить, и он заслуживает всяческого одобрения и признания. Решение
пограничного вопроса между Китаем и Россией является залогом передаваемых из
поколения в поколение дружбы, добрососедства и сотрудничества между народами
двух стран, важным вкладом в обеспечение безопасности и стабильности в
Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. Такое решение является
успешным примером разрешения пограничных споров для всех государств мира. Китайско- российские соглашения о государственной
границе, а также другие договоренности, связанные с государственной границей,
открывают двум Сторонам дополнительные возможности для осуществления
совместных действий приграничных регионов обеих стран в таких конкретных областях,
как защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов,
судоходство, хозяйственное сотрудничество, обеспечение безопасности и
стабильности в районе границы, что будет способствовать обогащению содержания
китайско- российских отношений стратегического
взаимодействия и партнерства. Опыт Сторон показал, что именно мирный диалог,
справедливость и равенство, равноправные консультации, взаимное понимание и
взаимная уступчивость, сбалансированность интересов обеих стран является
правильным и эффективным путем разрешения таких сложных и чувствительных
вопросов, как пограничные.
Стороны подчеркнули, что всестороннее углубление китайско-
российского торгово-экономического сотрудничества, включая энергетическое и
инвестиционное, является важным фактором укрепления и развития
китайско-российских отношений стратегического взаимодействия и партнерства. В
развитии торгово- экономического сотрудничества
отмечается положительная динамика, и достижение цели увеличения к концу
текущего года объема двустороннего товарооборота до 20 млрд
долларов является вполне осуществимым. Однако потенциал двустороннего
экономического сотрудничества этим далеко не исчерпывается. Стороны намерены
предпринять эффективные совместные меры и разработать планы всестороннего
сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную перспективу с целью
совершенствования структуры двусторонней торговли, расширения торговли машинотехнической и электронной продукцией, оптимизации
форм и методов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, делая
упор на реализации крупных совместных проектов в различных областях. Стороны
будут стимулировать сотрудничество в энергетической сфере с целью достижения
на данном направлении реального прогресса, расширять сотрудничество в сфере
мирного использования атомной энергии, укреплять научно-техническое
сотрудничество в таких приоритетных отраслях как космос, энергетика, включая
атомную, новые материалы, химическая промышленность, биотехнологии,
информационные технологии и связь.
Стороны считают, что создание ассоциаций предпринимателей Китая и России
имеет важное значение для продвижения китайско-
российского торгово-экономического сотрудничества и приветствуют проведение в
Пекине под эгидой Китайско-Российского Комитета дружбы, мира и развития
первого заседания Китайско-Российского Делового совета.
Китайская сторона решительно поддерживает скорейшее присоединение России к
Всемирной Торговой Организации. Благодаря усилиям Сторон успешно завершились
китайско-российские переговоры о доступе на рынки двух стран при
присоединении России к ВТО, подписаны соответствующие документы, заявлено о
признании друг друга в качестве стран с полностью рыночной экономикой.
Стороны полагают, что это является важным воплощением китайско-российских
отношений стратегического взаимодействия и партнерства, и выражают желание
после присоединения России к ВТО укреплять сотрудничество в рамках данной
организации на основе принципов взаимного уважения, равенства и взаимной
выгоды.
II
Стороны провели обстоятельный обзор имеющихся возможностей и преимуществ ООН
в разрешении важнейших международных и региональных вопросов и выступают в
поддержку многосторонних подходов, развития и усиления роли ООН и Совета
Безопасности ООН. Стороны убеждены в безальтернативности
ведущей роли ООН в таких областях, как обеспечение мира и стабильности во
всем мире, эффективное противодействие новым вызовам и угрозам, обеспечение
справедливого и рационального миропорядка, равноправного развития всех
государств. Стороны подчеркнули, что закрепленные в Уставе ООН дух и принципы
остаются базовыми, которым необходимо следовать в международных делах.
Стороны считают необходимым разрешать международные споры и кризисные
ситуации под эгидой ООН на основе общепризнанных принципов междурародного права. Любые действия по принуждению
подлежат утверждению Советом Безопасности ООН и должны осуществляться под его
надлежащим контролем.
Стороны признают необходимость проведения соответствующей реформы Совета
Безопасности ООН, с тем чтобы укрепить его способность реагировать на вызовы
и угрозы, придать ему больше представительности и повысить эффективность его
работы.
Стороны выразили готовность совместно с другими странами прилагать неустанные
усилия по строительству развивающегося и гармоничного мира, формированию
нового справедливого, рационального международного политического и
экономического миропорядка.
III
Стороны обсудили состояние и перспективы борьбы с международным терроризмом,
признали серьезную опасность терроризма, сепаратизма и экстремизма для
безопасности суверенных государств для мира и стабильности во всем мире,
выразили готовность к налаживанию всеобъемлющего сотрудничества на
двусторонней и многосторонней основе в рамках соответствующих региональных
организаций и международных структур. Стороны считают, что мировое сообщество
должно объединиться в решительной и бескомпромиссной борьбе с терроризмом во
всех его проявлениях.
Стороны выступают за укрепление глобального антитеррористического
сотрудничества на платформе ООН и выработку комплексной стратегии борьбы с
терроризмом. Стороны подчеркивают, что в полной мере выполнить эту задачу
можно лишь под эгидой ООН, на основе международного права, в соответствии с
резолюциями Совета Безопасности ООН, а также в тесном сотрудничестве с главным
координирующим центром -- Контртеррористическим
комитетом Совета Безопасности ООН. Стороны будут способствовать продолжению
конструктивного сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/ с
указанным Комитетом в вопросах антитеррора.
Стороны полагают, что в борьбе с терроризмом не может быть "двойных
стандартов". Положить конец международному терроризму можно только
общими усилиями всех государств. Не должны уходить от ответственности ни
исполнители терактов, ни их вдохновители и спонсоры, прямые или косвенные.
Стороны отмечают, что питательной средой для терроризма являются бедность,
отсталость, социальная несправедливость, идеология экстремизма, конфликты и
войны.
Стороны подтверждают, что террористы и сепаратисты Чечни и "Восточного
Туркестана" являются составной частью международного терроризма. Они
должны стать объектом совместной антитеррористической борьбы международного
сообщества. Обе Стороны в этой связи готовы на двусторонней и многосторонней
основе предпринимать целенаправленные и необходимые практические шаги. В
Китае с пониманием относятся и решительно поддерживают все действия,
предпринимаемые Россией для восстановления конституционного порядка в
Чеченской Республике, борьбы с терроризмом. Россия решительно поддерживает
все меры, предпринимаемые Китаем в целях борьбы с террористами и
сепаратистами "Восточного Туркестана" и устранения угрозы
терроризма.
IV
Китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства,
взаимодействие Китая и России в ООН, ШОС и других международных организациях
вносят значительный вклад в укрепление международного мира и безопасности.
Построение справедливого и рационального, равноправного и взаимовыгодного, взаимоуважительного мира находит свое отражение в
деятельности такой представительной международной региональной организации
как ШОС.
Стороны считают, что цели и принципы ШОС соответствуют современным тенденциям
развития и реалиям региона. Функционирование этой организации способствует
укреплению региональной безопасности и стабильности, стимулирует совместное
развитие государств этого региона.
Развитие ШОС является приоритетным направлением внешней политики Китая и
России. Стороны рассматривают ШОС в качестве важнейшего инструмента
утверждения на евразийском континенте, прежде всего в Центральной Азии, мира,
безопасности и сотрудничества -- основных факторов будущего строительства
многополярного миропорядка, основанного на международном праве.
V
Стороны подтверждают совместную приверженность усилиям по предотвращению
размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие
страны поддерживать китайско-российскую инициативу по проведению переговоров
с целью достижения соответствующей международно-правовой договоренности.
Стороны подчеркивают, что распространение оружия массового уничтожения,
средств его доставки и связанных с ним материалов представляет собой
серьезную угрозу для международного мира и безопасности. Они считают
необходимым продолжить координацию акций для противодействия этой угрозе. В
этом контексте Стороны приветствуют принятие резолюции 1540 Совета
Безопасности ООН, считая, что она имеет важное значение для предотвращения
распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и
связанных с ним материалов. Стороны выступают в пользу строгого выполнения
этой резолюции и дальнейшего выполнения роли ООН в сфере нераспространения.
Стороны придают особое значение всемерному укреплению международного режима
нераспространения ядерного оружия. Они отмечают, что Договор о нераспространении
ядерного оружия от 1 июля 1968 года -- главная опора этого режима, важный
фактор стабильности и безопасности в мире. Стороны считают чрезвычайно важным
успешное проведение Конференции 2005 года по рассмотрению действия Договора о
нераспространении ядерного оружия. Учитывая важность Договора о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 года для процесса
разоружения и укрепления режима нераспространения, Стороны выступают за
скорейшее вступление его в силу. Стороны придают исключительное значение
координации международных усилий в целях устранения опасности ядерного
терроризма. Особое внимание они считают необходимым уделять физической защите
и противодействию незаконному обороту ядерных материалов. Стороны предпримут
меры для развития взаимодействия в рамках многостороннего механизма контроля
за ядерным экспортом.
Создание безъядерных зон является одной из мер по обеспечению стабильности в
Азии и во всем мире. Стороны всемерно поддерживают создание безъядерных зон,
в особенности безъядерной зоны в Центральной Азии.
VI
Стороны выступают за Корейский полуостров, свободный от ядерного оружия. Они
отмечают необходимость скорейшего мирного решения ядерной проблемы Корейского
полуострова путем диалога и рассматривают шестисторонние переговоры как
эффективный механизм достижения этой цели. Стороны позитивно оценивают итоги
третьего раунда этих переговоров, состоявшихся в июне 2004 года.
Стороны подтверждают, что будут продолжать усилия в пользу проведения
шестисторонних переговоров, всемерно стремиться к выработке решений,
приемлемых для всех участников переговорного процесса. Стороны подчеркивают,
что конечной целью являются обеспечение безъядерного статуса Корейского
полуострова, поддержание прочного мира, стабильности, безопасности на
полуострове и в данном регионе, а также содействие общему развитию.
Стороны выразили озабоченность по поводу непрекращающейся эскалации насилия в
Ираке и подчеркнули необходимость скорейщей
стабилизации обстановки через развитие внутрииракского
диалога, сориентированного на достижение общенационального консенсуса по
основным параметрам будущего госдуарственного
устройства. Стороны высказались за четкое выполнение резалюции
1546 Совета Безопасности ООН и прежде всего зафиксированного в ней временного
графика политического процесса, полагая, что это поможет созданию нового
демократического Ирака. В этом контексте отмечалось, что проведение
международной конференции по иракскому вопросу могло бы придать
дополнительную динамику усилиям по восстановлению страны. Стороны считают,
что в интересах всего мирового сообщества необходимо согласованными усилиями
минимизировать ущерб, нанесенный международным отношениям в результате войны
в Ираке.
Стороны высказались за достижение прочного, справедливого и всеобъемлющего
урегулирования арабо-израильского конфликта на основе соответствующих
резолюций Совета Безопасности ООН. Они отметили, что план "дорожная
карта", разработанный "четверкой" международных посредников,
остается оптимальным путем реализации принципа сосуществования двух
государств -- Израиля и Палестины, который приведет эти страны к общим
усилиям по поддерживанию мира и безопасности.
Стороны выступают за развитие Афганистана как суверенного, демократического и
процветающего государства, свободного от терроризма и наркотиков, живущего в
мире и согласии со своими соседями и всем международным сообществом.
Приоритетным направлением по-прежнему остается обеспечение прочной
безопасности в этом регионе и оказание Афганистану широкой международной
поддержки под эгидой ООН на протяжении всего восстановительного процесса. Эта
работа должна строиться в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН
и под его постоянным контролем. Стороны приложат дальнейшие усилия к
противодействию исходящей из Афганистана угрозы распространения наркотиков, в
том числе путем участия в таких международных усилиях, как создание внешних антинаркотических поясов безопасности по периметру этой
страны.
Стороны приветствуют всеобъемлющий диалог между Индией и Пакистаном. Они
рассчитывают, что мирное урегулирование существующих конфликтов, укрепление
мер доверия, расширение торгово-экономических связей, создание новых
транспортных маршрутов, развитие спортивных, культурных и других видов
взаимодействия будут способствовать продвижению вперед всего комплекса
отношений между этими странами, что отвечало бы их интересам, а также делу
мира и безопасности в Южно-Азиатском регионе.
VII
Стороны выражают обоюдное стремление развивать диалог и координацию действий
по обеспечению мира, стабильности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, намерены тесно взаимодействовать на двусторонней и многосторонней
основе с другими государствами и региональными форумами.
Стороны будут способствовать формированию в Азиатско-
Тихоокеанском регионе целостной кооперативной системы безопасности и
сотрудничества с равными правами для всех государств-участников. Это будет
отвечать требованиям сохранения глобальной стабильности. Стороны подчеркивают
актуальность инициатицы ШОС о постепенном создании
в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнерской сети многосторонних объединений
и выражают намерение предпринимать активные совместные меры по ее реализации.
Стороны отмечают значение Регионального форума АСЕАН(АРФ) как самого главного
официального многостороннего канала в Азиатско-
Тихоокеанском регионе по вопросам, связанным с безопасностью, диалогом и
сотрудничеством. За более чем 10 лет этот форум стал играть важную роль в
деле налаживания диалога и сотрудничества, установления взаимопонимания,
углубления взаимного доверия, содействия региональной безопаности.
Стороны намерены и впредь усиливать координацию деятельности и
сотрудничество, внося свой вклад в развитие процесса АРФ и обеспечение
региональной безопасности и стабильности.
Китайская сторона подтверждает поддержку участию России в многосторонних
диалогах и сотрудничестве в данном регионе. Она разделяет и поддерживает
намерение России активно подключаться к таким региональным диалоговым
процессам, как Форум "Азия--Европа", "Диалог по сотрудничеству
в Азии", Форум "10+3", трехстороннее сотрудничество Китая,
Японии и Республики Корея, а также установить контакты с названными
региональными интеграционными структурами. Источник: Агентство Синьхуа Дата опубликования: 20.10.2004
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/images/add.js?page=chna&art=1866" |
|
|