Знания и информация как фактор современного хозяйства
В последние
десятилетия хозяйственный прогресс во все большей мере определяется развитием
информационного сектора экономики. Потребление информационных продуктов
постоянно возрастает. В 1991 году расходы американских компаний на приобретение
информации и информационных технологий, достигшие 112 млрд. долл., превысили
затраты на обновление основных производственных фондов, составившие 107 млрд.
долл.; уже на следующий год разрыв между этими цифрами вырос до 25 млрд. долл.
Наконец, к 1996 году первый показатель фактически удвоился, достигнув 212 млрд.
долл., тогда как второй остался неизменным. В 1996 году американские компании
направили на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения 43 процента
всех своих инвестиций, что более чем втрое превышает объем финансирования любой
из других статей капитальных вложений. Общие же затраты на покупку и
обслуживание информационных технологий достигли в США 500 млрд. долл., в то
время как во всем мире расходы на подобные цели не превысили 1 трлн. долл. К
началу 1997 года информационные технологии и оборудование для их использования
составляли не менее 12 процентов всех производственных активов американских
корпораций.
Согласно экспертным
оценкам, расходы на информационные технологии повысились с 3 процентов ВВП США
в 1990 году до 5 процентов в 1995 году, и, как ожидается, составят 12 процентов
к 2005 году. Однако уже сегодня в американской экономике “при помощи информации
производится около трех четвертей добавленной стоимости (курсив мой. — В.И.),
создаваемой в промышленности”. Таким образом, по мере развития информационного
сектора становится все более очевидным, что информация и знания являются
важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником нововведений,
основой экономического и социального прогресса, иными словами — принципиально
новым ресурсом, к которому неприменимо традиционное понятие исчерпаемо-сти. Его
производство не наталкивается на ограниченность спроса ни внутри страны, ни за
ее пределами, так как, с одной стороны, продукция информационного сектора
становится все более дешевой, а с другой — сама природа информации и знаний
такова, что каждая удовлетворенная потребность в них тут же порождает множество
новых.
Параллельно со стремительным
совершенствованием технических параметров информационных продуктов происходит
не менее впечатляющее их удешевление. Заметная даже в традиционных отраслях
большая доступность производимых сегодня товаров (так например, П.Дракер
отмечает, что в 1907 году цена автомобиля “Форд Т”, составлявшая 750 долл.,
равнялась трем или четырем годовым доходам среднего рабочего, тогда как
сегодня новая дешевая автомашина стоит не более трех месячных средних
зарплат) не может сравниться с темпами удешевления высокотехнологичных
продуктов.
На протяжении
послевоенного периода средняя цена трансатлантического телефонного разговора
снизилась в 700 раз, а со времени создания технологии, позволившей передавать
сигнал по каналам Интернета, — еще в 8 раз. Копирование одного мегабайта данных
по линиям модемной связи стоит почти в 250 раз дешевле чем воспроизведение
аналогичного объема информации самыми современными фотокопировальными
устройствами. С начала 80-х до середины 90-х годов удельная цена единицы памяти
компьютерного жесткого диска снизилась более чем в 2000 раз _ с 300 долл. в
1983 году до 14 центов в 1996-м; при этом дополнительные технические
возможности компьютерных систем существенно расширились. С 1999 года средняя
цена нового персонального компьютера в розничной торговой сети США впервые
упала ниже 1 тыс. долл. Наиболее наглядно масштаб произошедших перемен
иллюстрируется тем фактом, что если бы автомобильная промышленность на
протяжении последних тридцати лет снижала издержки так же быстро, как
компьютерная индустрия, то новейшая модель “Лексуса” стоила бы сегодня не более
2 долл., а “Роллс-Ройс” _ около 2,5 долл., да и то только в том случае, если бы
эти машины расходовали полтора литра горючего на миллион километров пробега.
Последнее
подчеркивает, что тиражирование необходимого для функционирования компьютерных
систем программного обеспечения может осуществляться практически бесплатно, а
доступность его является абсолютной. Таким образом, новые технологии резко
снижают как издержки производства, так и стоимость самих информационных и
наукоемких продуктов, что способствует их широкому использованию во всех сферах
народного хозяйства.
Информационный
сектор, как уже отмечалось, обеспечивает экономический рост без существенного
увеличения затрат энергии и сырья. Другая характерная особенность его влияния
на хозяйственные пропорции состоит в том, что издержки на производство широкого
круга благ, в том числе и потребительских, фактически не увеличиваются при
весьма существенном повышении их качества. Таким образом, превращение знаний и
информации в базовый производственный ресурс изменяет облик и важнейшие характеристики
всех отраслей народного хозяйства. Технологический прогресс определяет теперь
развитие производственных процессов, поскольку именно это позволяет снижать
издержки и делать продукт более конкурентоспособным, а также обеспечивать
постоянное обновление выпускаемой продукции.
На базе использования
высоких технологий в последние десятилетия началось формирование отраслей,
специфическим образом сочетающих формы материального производства и услуг: речь
идет о прозводстве программных продуктов, развитии средств связи, возникновении
целой сети Интернет-услуг. Сегодня информационные технологии расширяют и
трансформируют весь третичный сектор, образуя в нем новые “точки роста”.
“Знаниеемкие” отрасли сферы услуг (включающие в себя здравоохранение,
образование, исследовательские разработки, финансы, страхование и т. п.)
обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта. Так, с
1980 по 1993 год в США объем валового продукта в обрабатывающей промышленности
увеличился в текущих ценах в 1,8 раза, в сфере традиционных услуг (ремонтные
работы, гостиничный бизнес, бытовые и социальные услуги) — на 42 процента, в
бизнес-услугах, здравоохранении и образовании — более чем на 80 процентов, а в
производстве информации, оказании юридических услуг, в шоу-бизнесе и индустрии
развлечений рост составил 2,2 раза. Этот факт давно замечен инвесторами,
подтверждением чего является динамика стоимости акций высокотехнологичных
компаний. Фондовый индекс NASDAQ, отражающий их инвестиционную
привлекательность, вырос в США за последние три года в 3,1 раза. Более широкие
фондовые индексы в 1997—1999 годах поднялись в США на 96,4 (S&P 500), в
Германии на 143,0 (Xetra DAX) и во Франции на 161,0 (САС-40) процента.
Таким образом,
накануне XXI века становится совершенно очевидно, что основу современного
хозяйства составляют высокотехнологичные наукоемкие производства. Под их
воздействием радикально меняется характер сельского хозяйства, добывающих и
обрабатывающих отраслей, производства товаров массового потребления и сферы
услуг. Продукт “пятеричного” сектора стал сегодня воистину основным ресурсом
современного общества.
Какие же выводы можно
сделать из этого краткого обзора особенностей современной технологической
революции?
Во-первых,
общественное богатство во все большей степени ассоциируется сегодня с
обладанием информацией и знаниями. С одной стороны, сами эти факторы становятся
важнейшим условием повышения эффективности производства и тем самым создают то
богатство, присвоение которого этими обладателями обеспечивает нарастающую
неравномерность в распределении национального достояния. С другой стороны,
владение правами на новые технологические достижения обеспечивает невиданный
приток инвестиций и резко повышает рыночную цену высокотехнологичных компаний,
тем самым лишь усиливая отмеченное выше имущественное разделение современного
общества.
Во-вторых, продукция
как третичного, так и вторичного секторов производства все более приобретает
признаки невоспроизводимости и уникальности. Создание наукоемкого продукта, не
говоря уже об информации и знаниях, во многом идентично процессу общения
(очного или заочного) его производителя с создателями иных знаний; именно
усвоение личностью информации, полученной другими людьми, является условием
формирования и накопления нового знания. Потребление как информации, так и
продукции ряда отраслей третичного сектора (в частности, образования,
здравоохранения, а в еще большей степени — культуры) требует немалых усилий со
стороны потребляющего субъекта, и эффект такого потребления может существенно
различаться в зависимости от индивидуального характера восприятия.
Таким образом,
в-третьих, ориентация на широкомасштабное производство массовых благ как основу
благосостояния общества быстро уходит в прошлое. По мере ускорения процесса
демассификации и даже дематериализации производства, представляющего собой
объективный базис формирования современного постиндустриального общества,
важнейшим фактором конкурентоспособности экономики становится степень ее
технологизации, а главным богатством той или иной страны или той или иной
корпорации становятся ее граждане или работники. В подобной ситуации
доминирование постиндустриального мира над всеми остальными регионами планеты,
которое начало формироваться еще в 80-е годы, становится совершенно очевидным и
необратимым. Однако данные проблемы затрагивают предмет наших следующих лекций.