Сказки про избранников
Сказочная литература во второй половине XX века началась Толкиеном, а кончилась книжками про Гарри Поттера, фильмом "Матрица", а также (если брать что-нибудь из отечественного) аналогичным по конструкции сериалом Макса Фрая про Ехо.
Интересно фундаментальное сходство между основными сюжетами "главных сказок" прошедшего пятидесятилетия.
Собственно, я бы определил это время как переходное от "сказок про героев" к "сказкам про избранников".
Кто такой герой? Это человек, ощутивший в себе "силы нечеловеческие" и оставивший привычную жизнь ради самоутверждения. Персонаж, вполне востребованный в начале прошлого века. "Конан-варвар", ищущий своё королевство - типичный герой. Героями являются и персонажи всякой второсортной "героической фантастики". Есть особый, изобретённый в Америке, подвид героя, не вполне расстающегося с обыденной жизнью и являющегося разновидностью доброго оборотня: "днём он человек, а ночью он Супермен или Человек-Паук".
Совершенно иной является концепция Избранника. Я бы определил её как пассивный героизм. Выражение странное, но осмысленное. Если Герой утверждает свою сверхчеловеческую волю, то Избранника буквально вынуждают участвовать в неких сверхчеловеческих событиях, в которые он сам бы ни за что не полез. За хоббитами Бильбо и Фродо приходит Гендальф и буквально выдёргивает их из "привычного мещанского мирка" в область "страшных опасностей и ужасных приключений". Нео "вытаскивает" из ложной реальности Морфеус. Гарри Поттера, обитающего на Прайвет-драйв, волшебники во главе с Дамблдором буквально вытаскивают из-под контроля семейста Дурсли. Макса... ну сами помните.
Есть деталь: Фродо уводят из глухой деревни, Гарри Поттера - из пригорода, Макса - из московского спального района (напоминаю, авторесса - русофобка, так что стигматизированность героя двойная). Где живёт Нео, непонятно, но тоже явно не в престижном районе. Заметим, как меняется само понятие "захолустья".
Важно, что во всех случаях герои - молодые. Молодость хоббитов подчёркивается дважды: они ещё и "малорослики" (то есть мальчишки). Поттер - настоящий мальчишка, Нео и Макс - старше их всех, но Нео - всё-таки "нежный юноша", а Макс откровенно инфантилен.
Далее. Во всех случаях это происходит почти что против воли героев. То есть им, наверное, хочется смыться от неприглядной действительности, но делать что-то для этого они не хотят и не могут. Только Макс, формально говоря, делает какие-то усилия для того, чтобы переместиться в Эхо, но и то - его "пригласил Старший и предоставил транспорт". За всеми остальными Старший Товарищ приходил лично - чтобы увезти их куда-то "за сто морей", где их ждёт интересная жизнь, полная опасных, но захватывающих приключений.
При желании в этом можно рассмотреть известный гомосексуальный оттенок - но это если специально так прищуриваться. Скорее, здесь имеет место трансформация традиционно женской роли "ждущей девушки" - Золушки или Ассоли (во всяком случае, Поттер - явно Золушка).
Далее. Роль Избранника отличается от роли Героя тем, что Избранник, в общем-то, своих целей не имеет. Он наслаждается тем, что его взяли в Настоящую Интересную Жизнь, но о своём предназначении думает мало (или старается не думать). Иногда он узнаёт, зачем он был нужен, только в самом конце квеста.
Как правило, избраннику предназначена роль жертвы, понимаемой как "расплата за предыдущие удовольствия".
Правда, жертва бывает разной. Кажется, никто из современных сказочников ещё не отнимал у героя жизнь - во всяком случае "прямо и грубо". Скорее, речь идёт о каком-то тяжёлом испытании, связанном с болью и невосполнимыми утратами, после которых возвращение к нормальной жизни невозможно. Измученный и оскоплённый Фродо (понятно ведь, что такое "откушенный палец") не может нормально устроиться в Шире, завести семью и т.п. В конце концов его "увозят на Запад" (то есть на тот свет). Нео (предназначенный для починки кода Матрицы) уже никогда не сможет вернуться в неё (зная, что "оно там всё ненастоящее"). Макс, чьи ностальгические страдания были использованы для укрепления реальности Ехо, обитает в другом мире (опять же "на том свете"), страдая от тоски по Ехо и от невозможности возвращения... Чем кончит Поттер, пока неизвестно - но уже сейчас ясно, что и его ничего хорошего не ждёт.
Остальное, в общем, следует из уже отмеченного. Например, содержание приключений: прежде чем пожертвовать избранником, его нужно хорошенько развлечь, чтобы потом за это спросить. Приключения идут "от простого к сложному": сначала у него всё идёт весело и спорко, потом начинаются трудности, потом, наконец, он узнаёт, зачем он тут понадобился... но уже поздно. "Коньяк пил? Подписывай". Или - странности с любовной линией. У традиционного героя всегда всё в порядке с любоффью и женитьбой в конце. У современного "избранника" - всегда какая-то лажа: то бабы совсем нет, то какая-нибудь такая, что лучше б и не было. И т.п.
Во всём этом интересно только одно: почему, собственно, современные читатели так ведутся именно на такие сюжеты?
Константин Крылов Дата опубликования: 20.12.2011
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://analysisclub.ru/index.php/dayan_rabin.jpg?page=schiller&art=2321" |
|
|